Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ГОВОРИТЕ С РАДОСТЬЮ: 'ОН БЫЛ'

Впервые я услышала о Скрябине в 1889 году, когда профессор Сафонов познакомил меня с худеньким мальчиком в мундире кадета. Все мы, ученики старшего отделения Консерватории, и не подозревали, что Саша, так же как и другой наш товарищ, Серёжа Рахманинов, - надежда, будущее русской музыки.

В 1892 году Скрябин окончил Консерваторию по классу Сафонова, который первым приветствовал новое дарование, настойчиво пропагандируя произведения начинающего композитора. Годом позже и я завершила полный курс у профессора Шлецера. Кстати, его племянница Татьяна Фёдоровна впоследствии стала женой Скрябина.

В ту пору мы встречались с ним довольно редко, но я была свидетельницей гроз, которые бушевали над каждым его новым сочинением. И вообще 'копья ломались' до конца тернистого пути Скрябина.

Пожалуй, самые дорогие для меня воспоминания относятся к тому времени (1912 - 1915 годы), когда Александр Николаевич и Татьяна Фёдоровна снимали квартиру в Большом Николо-Песковском переулке (теперь улица Вахтангова). Своих детей Ариадну и Юлиана они отдали в нашу школу, которая тогда помещалась на Собачьей площадке. Говорю нашу потому, что ещё в 1895 году три сестры: Евгения, Мария и я - основали 'Музыкальное училище Е. и М.Гнесиных'. Я вообще неравнодушна к детям, а 'скрябинят' особенно любила. Так получалось, что после занятий я заходила домой к Александру Николаевичу и приносила детям какие-нибудь игрушки.

У Скрябиных бывали известные музыканты, литераторы, художники: Александр Борисович Гольденвейзер, Василий Иванович Качалов, 'камерники' - Алиса Коонен и Александр Таиров, художник Леонид Пастернак и его сын Борис, будущий поэт.

И последнее воспоминание.

Была весна 1915 года. Скрябин зашёл в нашу школу.

- Ну, как подвигается 'Мистерия'?

Александр Николаевич много лет вынашивал замысел грандиозного произведения.

- Осталась скучная работа - записать всё на бумаге,- ответил он.

Но так и не успел.

Небольшая церковь в Николо-Песках. Слова, которые я запомнила на всю жизнь: 'Его не разбудят ни земная слава, ни земные аплодисменты... Не говорите с печалью: 'Его нет'. Говорите с радостью: 'Он был'.

Елена ГНЕСИНА, заслуженный деятель искусств РСФСР

 'Борьба вокруг Скрябина'. 'За' или 'против'? Больше 'против'.

Он только начинал писать, а произведения его уже окрестили: 'Сундук с украденными рукописями Шопена'. Потом признали в нём новатора: 'Скрябин?.. Это тот, который верит, что его музыка может преобразить мир?' Аплодисменты сражались с градом насмешек, когда он выходил на эстраду, преисполненный решимости разбить стену непонимания.

Творчество Скрябина - вызов, борьба, преодоление мрака в поисках радости, света, лучезарности. 'Минор должен исчезнуть, потому что искусство-праздник!' Фортепьянные произведения, симфонии, 'Поэма экстаза' согреты огнём вдохновения, пламенем, вспыхнувшим в 'Прометее' - последнем крупном сочинении композитора. Дерзнувший похитить у богов огонь для людей, Прометей стал символом творчества, а значит, и всей жизни Скрябина.

На снимке:

А.Н.Скрябин с женой Татьяной Фёдоровной и сыном Юлианом. 1913 год.

Фотография из фондов Музея имени А.Н.Скрябина.

 

Звуковая страница 6 - Играет Александр Скрябин.

На главную страницу