К странице 1 и звуковой странице 2:  

    Предлагаемая вам звуковая страница-пластинка - одна из немногих сохранившихся у меня работ Алексея Евгеньевича Ермилова, репортёра радио поистине милостью Божией, моего коллеги и приятеля. Знакомство наше произошло по традиционной схеме: его репортёрские записи, мои перепись и монтаж плюс общая любовь ко всевозможным звукам минус общая приверженность ко всякому официозу и парадности, чем радио страны Советов отличалось всегда, что и запечатлел снимок. Степан Хоменко тоже ветеран Главной редакции информации Всесоюзного радио.

    Таким был и соавтор Ермилова в этой "лесной" пластинке Саша Овчинников, звукорежиссёр "Последних известий" и "Маяка", широчайшей души человек и славный выпивоха, собравший в студии в трёх шкафах фонотеку на все случаи репортёрской жизни. Гордостью этой уникальной коллекции были посадка и топтание комара по стальной оплётке микрофона и фраза из репортажа о параде: "Вот на белом коне из ворот Спасской башни выезжает маршал Тухачевский. Вы слышите топот его копыт". Ещё была матерная попытка проректора МГУ с трёх раз произнести "Эти чудовищные хунвейбины". Ермилов как человек беспокойный и увлечённый своими идеями, в КПСС не вступал, не стремился работать в штате, и нередко его заносило в разные редакции, в том числе телевизионные. Он придумал и был первым ведущим "Спортлото", но увы, не разбогател.

Подробнее он со вкусом и толком рассказывает байки и были о звуке и о себе на сайте http://broadcasting.ru/articles2/Mashina/edinogo_zvuka_radi .

    Вы ещё встретитесь с радионовеллами Лёши Ермилова в номерах "Кругозора" следующих лет.

Вернуться на стр.1.

 

К страницам 5 и 6 и звуковой странице 3:  

    Ставлю сто против одного, что абсолютное большинство читающих эту заметку не вспомнит лица этого человека. И в то же время миллионы людей от Бреста до Владивостока мгновенно припомнят фразу, произнесённую неповторимым голосом с неповторимой доброй интонацией:

"Здравствуй дружок! Хочешь я расскажу тебе сказку?..."

Это не из анекдота. Этот голос помнят те, кто был ребёнком при чёрной тарелке радиоточки на стене, только трёх программах телевидения и трёхпрограммном радиоприёмнике...

Николай Владимирович Литвинов родился в 1907 году в Тифлисе. Его отец, Владимир Митрофанович Литвинов, родом был из кубанских казаков, проживавших в адыгейской станице, а мать Евдокия Ивановна Атманаки, гречанка-эллинка, происходила из семьи греков, осевших в Крыму в середине XIX века. Эти сведения я почерпнул в интернетской Википедии. И ещё:

    Учился в ЦТЕТИС, с 1926 по 1930 год работал актёром в Театре им. МГСПС, затем в Смоленском театре, где играл романтического Овода. С 1933 по 1941 год - актёр Театра Ленсовета, а затем Студии Малого театра Московской драмы, Московского театра им. Ленинского комсомола. Исполнил небольшую роль в фильме 'Петр Первый' (1937 год). С 1932 года стал работать на радио сначала как актёр, а в дальнейшем и как режиссёр, и особенно как актёр в радиовещании для детей.

    Самая известная его работа 'Золотой ключик, или Приключения Буратино' (1949 год, по сказке А.Н.Толстого), где Литвинов сыграл все роли - этим фактом можно проиллюстрировать многогранность его таланта. Многие помнят 'Стойкого оловянного солдатика' по сказке Андерсена, 'Судьбу барабанщика' и 'Дальние страны' (по А.Гайдару)...

    А цикл радиоигры для детей 'Угадайка', в которой мастер выступал ведущим? За свою творческую жизнь Н.В.Литвинов поставил сотни радиоспектаклей и провёл тысячи радиопередач. В 1970-х и 1980-х огромным успехом пользовалась передача 'Радионяня' под его руководством и с его участием. Последнюю радиозапись он сделал 24 декабря 1987 года, а 27-го его не стало.

    Радио нередко называют "братской могилой журналистов". И многих невидимых зрителю актёров и режиссёров, добавил бы я. Может быть, это и не касается обладателей таких сверхизвестных голосов и талантов, как Сказочник-Литвинов. Но своё доброе дело делает и напоминалка - пластинка "Кругозора", третья в этом номере.  

      Н.Нейч, в душе - доверчивое дитя социалистического романтизма.

Вернуться на стр. 6.

 

К обложке 3 и звуковой странице 12:  

    И ещё немного о романтизме. Не помню уж кому пришла в голову в общем-то естественная мысль, что в новогоднем номере нехудо бы и помечтать. Направления мечт, за сбытие которых капитанам, обветренным как скалы, в новогоднюю ночь принято поднимать бокалы золотого терпкого вина, были определены для советского человека историческими решениями очередного съезда КПСС и его ленинского политбюро во главе с очередным генсеком. А штатными мечтателями были назначены Ю.И.Визбор и я, грешный. Инструментами мечтаний на юбилейный год 50-летия СССР были определены его талант, гитара и металлический колпак настольной лампы в студии, в который как в мегафон я, а не мистический Вася, должен был взволнованно произнести завизированный текст о посадке на Луну. Плюс несколько фрагментов документальных записей и трески космического эфира... Короче, слушайте пластинку ? 12.                   Несбывшийся космонавт Н.Нейч.

Вернуться на обл.3.