Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Страница 2

НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МНЕНИЙ

ОБЫКНОВЕННЫЕ ВУНДЕРКИНДЫ?

Интеллект человека - под 'микроскопами' психологов

Поводом для встречи вашего корреспондента с О.К.Тихомировым, доктором психологических наук, профессором МГУ и автором учебника 'Психология мышления', послужила статья в одном из номеров журнала 'Америка' 'Умственные способности, что это?'. Многие положения статьи поражают, во всяком случае, неискушённого читателя.

- Олег Константинович, в статье говорится о новых теориях в области интеллекта, которые 'вносят свежую струю' в 'общепринятые понятия о том, что такое интеллектуальность'. Как бы вы прокомментировали это?

- О 'множественности аспектов интеллектуальности', как называют в США разносторонние умственные способности человека, спор в психологии давний. Кроме 'лингвистической' и 'логико-математической', сюда включают ещё способности музыканта, художника, 'коммуникативную' способность и 'телесную кинестетику' спортсмена или артиста и т. д. В статье перечислены западные психологи, занимавшиеся этой проблемой. Не названы лишь советские учёные, между прочим, с мировыми именами.

Так, в 50-60-е годы целое направление - психофизиологию индивидуальных различий между людьми - создал Б.М.Теплов. Занимался он, в частности, и психологией музыкальных способностей. Психология динамических способностей интересовала К.К.Платова. Тогда же С.Н.Лейтес пытался выявить глобальные отличия одарённых детей.

По Лейтесу, существуют два признака с детства одарённого человека. Первый из них - высокая активность, стремление действовать без приказа, без инструкций, по личной инициативе (как раз то, что в наши дни провозглашается в качестве социального заказа!). Второй - саморегуляция: умение самому 'руководить' своим поведением.

Наконец, проблемами врождённых и приобретенных способностей занимался такой авторитет, как А.Н.Леонтьев. Он, например, сравнивал мозг с роялем и рассуждал так: если инструмент не расстроен, на нем можно сыграть самые различные произведения - от легкой до классической музыки. Лишь бы рояль был исправен. Вот и в мозгу человека на протяжении всей его жизни могут формироваться самые разные способности. И зависит это не только от мозга, но и от окружающей человека среды, условий воспитания и обучения.

- Вы сказали: если инструмент исправен. По отношению к человеку это значит: если он здоров?

- Конечно, прежде всего, я имею в виду здоровье человека. Но погодите, аналогия с роялем нам ещё пригодится. Пока же скажу, что человеческие способности - это проявление индивидуальных различий. Всё дело - в выборе цели. И вот тут-то зачастую наши дороги с американскими коллегами расходятся.

Цель, которую ставила и ставит перед собой советская психология, по сути своей гуманна. Она вытекает из социальных задач, решаемых обществом, которое первым продвигается по неизведанному и нелёгкому пути строительства нового общества. Среди главных задач и такая: всестороннее и гармоничное развитие личности.

Если рассматривать проблему, о которой идёт разговор, под таким углом зрения, то мы обнаружим, что советская психология больше внимания уделяла анализу потенциала развития способностей человека, а также компенсации отсутствующих. Цель же зарубежной психологии (я имею в виду не только США) - в основном прогноз. К этому сводится смысл многих исследований: выявить, кто может, а кто не может заниматься той или иной деятельностью: кто - лучше, кто - хуже. Чувствуете разницу?

Ольга Скороходова, у которой от рождения отсутствовали зрение и слух, успешно работала научным сотрудником в Институте дефектологии, писала научные труды, издавала книги. Она даже музыку слушала, прислонясь спиной к роялю. Может, это называется, по X.Гарднеру, одному из американских теоретиков 'нового направления' в изучении интеллекта человека, 'телесной кинестетикой'? Не знаю. Но если бы, допустим, он устроил экзамен, то как педагог чьими успехами больше бы гордился: Скороходовой или хоккеиста Грецки?

А вспомнился этот феномен в доказательство огромных 'компенсаторных', как мы их называем, возможностей человека, даже в патологической ситуации. А при нормальном положении вещей?

Что показали, например, эксперименты, которые несколько лет тому назад мы проводили вместе...

 

Звуковая страница 4 - Не убивайте Моцартов.

На главную страницу