К странице 1:
"Музыканты высоко подняли свои карнаи..." - это начало одного из моих репортажей из Ташкента привело в неимоверное смущение редактора "Маяка" Викторину Николаевну Державину, принимавшую его по проводам. И послужило поводом для её многолетнего хихикания. Она не читала "Кругозора", не видела картинок, хотя обзоры его звуковых страниц несколько лет ежемесячно шли на "Маяке"...
К странице 10:
Если Вы прослушали пластинку и не
поняли, сколько у Сововьёва-Седого в действительности песен, не беда: он и сам
этого не знал. Зато вы услышали прекрасный образец настоящего радиоинтревью
-
в нём есть действие.
Простая
мысль записать композитора за роялем была естественна для репортёра
ленинградского радио Лазаря Маграчёва точно так же, как не из глухой телефонной
будки, а с улицы, полной шумов, прокричать в микрофон 2 мая 1945 г. - в 14.45:
"Дорогие товарищи! Ваш корреспондент говорит у микрофона, установленного на
улице, в центре Берлина
-
Унтер-ден-Линден... Сегодня советские войска овладели
столицей гитлеровской Германии. Над рейхстагом реет красное знамя нашей победы,
а по Унтер-ден-Линден шагают наши солдаты. Они пришли сюда от стен Ленинграда, с
берегов Волги, из степей Украины... И они добыли победу, за которую так долго
боролись"...
На первом плане фото звукооператор Любовь Спектор, которая первой освоила работу на немецком магнитофоне и вместе с радиожурналистами выезжала на репортажной машине на фронт. Ленинградское радио можно по праву считать пионером фронтового репортажа.
К страницам 11-12 и звуковой странице 8:
Идея
Визбору пришла во время монтажа. Он выволок из чехла "Репортёр", проверил
батарейки и говорит:
- Слушай, Коля, а ты можешь для этой пластинки пару слов сказать, только будто это не ты, а матрос-дембель?
- Давай, - говорю, - только узнают, да и что говорить?
- А-а, не узнают┘ как будто ты письмо пишешь на корабль, на бывшую службу, и о себе рассказываешь. Только давай выйдем отсюда, чтоб акустика была другая. На всякий случай.
Выходим из аппаратной, идём в конец коридора к окошку, тут он даёт мне блокнот, ручку, помещает микрофон поближе к бумаге, чтоб шуршала, и начинает:
- Здравствуйте, товарищ командир┘ только помедленнее говори, ручкой по бумаге води и сочиняй на ходу.
Так и насочиняли вдвоём, слушайте на пластинке почти в конце. Только уж поверьте, что про бригаду коммунистического труда не я придумал. Это уже много позже, когда я на журфак поступил, понял, что без эдакого тогда ни-ни┘ ведь за бортом ракетной бригантины лежит советская земля! А на снимке я слушаю другую запись, но точь-в-точь через такой же микрофон, который одновременно и наушником мог быть. Такие дела.
Н.Нейч, матрос второй статьи в 1965 году.
К странице 14 и звуковой странице 11:
В
юности мне крупно повезло на знакомства, в основном шапочные, журналистские
-
таковыми были все, перечисленные на этой странице,
кроме Есенина, разумеется:
поэт Егор Исаев, великий скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков, есенинская любовь Августа Леонидовна Миклашевская.
Два последних
-
благодаря Льву Алексеевичу Шилову,
работу
у которого в фонотеке Союза писателей СССР довелось совмещать с
письмоводительством в "Кругозоре", потом с репортёрством на "Маяке" и учёбой на вечернем
отделении факультета журналистики МГУ. У него я был техник-радист и разъезжал по
литературным клубам, поэтическим вечерам, по Переделкину, для истории записывая
литераторов на бытовые "Яузы", "Вёсны", купленный в комиссионке на Садовой "Ухер".
Но самое интересное началось, когда Шилов привёз из Питера коллекцию
фонографических валиков с голосами Блока, Ахматовой, Маяковского, Мандельштама,
Пяста, Толстого... и Есенина. Качественно снять звук с
этих подчас до ужаса заезженных дорожек, переписать на магнитную ленту и
отреставрировать
чем
Бог послал - вот чем
занимались мы в основном поздними вечерами, и что запечатлено на снимке. В руке
Шилова советский динамический микрофон-монстр М-82, моя рука на кнопках "Тембра"
или МАГа-59...
Писали и прямо со звуковоиспроизводящей головки фонографа, но целлулоидная
мембрана Патэ и труба оказались тогда лучше, естественнее. Безмерно жаль, что Лев Алексеевич не дожил до теперешней лазерной электроники,
DAT-рекордеров и компьютерных программ, снимающих шумы. Видимо уж мне,
грешному, с их помощью проходить второй круг реставрации: надобно торопиться,
ибо на
валики неуклонно наезжает зловредный грибок, который, как выяснилось, и нынешний
компакт-диск за сотню лет сожрать может...