Заметки и комментарии к ? 1 1971 года
К стр. 2 и звуковой странице 4:
Это была хорошая идея - пригласить Антокольского читать Пушкина, а не свои стихи. И не потому, что вряд ли кто из любителей поэзии сможет на память точно привести десяток его строк, а потому, что любые стихи он читал с чрезвычайной внутренней энергией. Особенно после 80-ти и особенно про любовь. Я не раз записывал его громогласные ямбы на вечерах в ЦДЛ, ВТО и даже на поляне в Пушкинских Горах, в Михайловском и Тригорском во время Всесоюзных Пушкинских праздников поэзии.
Павел Григорьевич пришёл в студию "Кругозора" в свои 75 лет примерно таким, как на фото, и при включённом микрофоне безукоризненно точно определил, что именно станет читать (слушайте самый конец пластинки). В 1917-м ему было чуть за двадцать, но интересовался он не политикой, а историей и духовной жизнью Ордена тамплиеров; под влиянием идей мистических написал для театра им. Вахтангова инсценировку по роману Уэллса 'Когда спящий проснётся'. Дружил с М.И.Цветаевой, был актёром и режиссёром, во время войны руководил фронтовым театром. За поэму 'Сын' (1943, посвящена памяти его погибшего на войне сына Владимира) удостоен Сталинской премии 2-й степени (1946).
Трубка и галстук-бабочка были любимыми спутниками родного племянника известного скульптора Марка Матвеевича Антокольского, поэтому поэт и знаток искусств мгновенно узнаваем и на дружеском шарже.
Ярослав Васильевич Смеляков посвятил Антокольскому такие строки:
Сам я знаю, что горечь
есть в улыбке моей.
Здравствуй, Павел Григорьич,
древнерусский еврей...
'Древнерусский' - потому что он был продолжателем классической русской литературы. А еврейство ему припомнили в годы гонения на космополитов. Умер поэт и переводчик в 1978 году и упокоен в еврейской части всенародного Востряковского кладбища.