Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

О

тзвуки Далёкой Премьеры

 

         Начиная работу над музыкой для новой пьесы, молодой композитор встретился с автором комедии В.В.Маяковским.

         - Вы любите пожарные оркестры? - неожиданно спросил поэт.

         - Иногда да, иногда нет:

         - А я люблю, - сказал Маяковский. - Музыка к 'Клопу' должна быть простая, как марши пожарных.

         И вот Дмитрий Шостакович показывает своё сочинение. Владимир Владимирович улыбнулся: 'В общем, подходит'.

         Это было в 1929 году. Ставил 'Клопа' В.Э.Мейерхольд. Успех был огромный. Зрители аплодировали артистам Ильинскому, Боголюбову, Свердлину. Всем нравились декорации, сделанные Кукрыниксами и Родченко. Музыка Шостаковича сопровождала представление этой пьесы в театре имени Вс.Мейерхольда. Но когда театр прекратил существование,  партитура исчезла бесследно.

         Шли годы, создавались новые постановки 'Клопа'. А музыка, с которой пьеса начинала жить, казалась умолкшей навсегда. Сам автор считал потерянной нотную тетрадь, которая сейчас лежит на дирижёрском пульте:

Г.ВАЙНШТЕЙН, Р.ДУГАНОВ

         Прежде чем у вас в доме зазвучала звуковая страница, 'Кругозор' побывал на репетициях оркестра в пожарном депо, беседовал с Кукрыниксами в их мастерской, интервьюировал Д.Д.Шостаковича и И.В.Ильинского и, наконец, был первым - после долгого перерыва - слушателем фокстрота к третьей картине 'Клопа', исполненного оркестром под управлением В.Купревича.

 

Юрий СБИТНЕВ

ЛЕНУШКИН СОЛОВЕЙ

Рассказ

          Смеркалось. Ленушка засыпала у меня на руках. Из сада в приоткрытую створку окна приходили запахи земли, трав и свежести. Гроза ушла, но отсветы молний вспыхивали синим в окнах домов.

         Ленушкины волосы пахли дождём, садовой ромашкой и детством. Я слушал далёкий отзвук грома, одинокий лай собаки, скрип садовых калиток, тишину комнаты и громкое дыхание дочери. Я любил это дыхание, потому что оно было моим воспоминанием, моим настоящим и моим продолжением. Ленушка засыпала так же естественно, как приходят на землю сумерки, как падают в травы росы и зажигаются звёзды.

         В доме напротив со скрипом распахнулось окно, и дачник Оськин томно произнёс:

         - Зина, дыши озоном!

         Он долго и сладко зевал, навалившись грудью на подоконник, а сумерки уничтожали его, пока не стёрли совсем.

         Ленушка плотнее прижалась к моей груди и задышала громче. Я встал со скамейки, чтоб отнести её в кровать, и замер. От реки, там, где синий сумрак никак не мог покорить белый туман, возникла песня соловья.

         Соловей взял сразу же самую высокую ноту, оглушил тишину, и она рассыпалась на тысячи звонких бусинок:

         Притих гром, погасли отсветы молний, замолкла собака, застыл в окне Оськин, весь мир приник к маленькому сердцу птицы. Я не...

 (окончание на след. странице)

 

Звуковая страница 7 - И.Ильинский, Кукрыниксы, Д.Шостакович о первой постановке комедии В.Маяковского 'Клоп'. Московские пожарные исполняют марш, сочинённый композитором тридцать пять лет назад. Звуковую страницу подготовил В.Возчиков.

Заметки и комментарии к номеру...

На главную страницу