К странице 10 и звуковой странице 5:
Теперь можно признаться, что включение
в эту шаляпинскую программу мощно звучащего фрагмента из "Великой ектеньи" Александра
Тихоновича
Гречанинова
с истовым многократным "Господи, помилуй!" было пусть однократным, но прорывом
сквозь негласный запрет властей предержащих на малейший намёк на возможную церковность
в искусстве. Уж не знаю, кому в редакции пришла идея назвать
этот шедевр русской церковной музыки, слова которого ежедневно
звучат в тысячах православных храмов планеты, "речитативом", но именно это лукавое
слово помогло обойти цензурные рогатки, а пластинок жрецы и жрицы Политконтроля
не слушали.
Справедливости ради разместим в этой электронной версии и другой шедевр - антицерковный в исполнении глубоко верующего православного христианина И.С.Козловского. Это горький, саркастический крик души С.В.Рахманинова "Христос воскрес, поют во храме" на слова Дмитрия Сергеевича Мережковского. Дореволюционная интеллигенция позволяла себе и такие взгляды на Церковь. Теперь, чаще всего, - никаких... Послушайте две минуты: ♫
К странице 13 и звуковой странице 8:
В этой пластинке
Визбора, созданной в традиционном тогда уже для него жанре "песня-репортаж", всегда
чуть "походном": гитара, песенный текст с неизбежными повторами, рыбацкая речь с
подтекстовым, но вырезанным мною матерком, шум лебёдки да плеск волны
-
впервые появился эдакий налёт салонности, и внёс его собственноручно Валя Тернявский,
тогда музыкальный редактор "Кругозора" и в душе страстный пианист. Мы, обсуждая
на ходу, не стоит ли хоть разок вместо "пересолённая вода" пропеть "некипячёная",
поднялись на десятый этаж в 101-ю студию, где был рояль, Визбор подстроил под него
гитару и встал к микрофону, а Валентин
Григорьевич,
ныне композитор, исполнитель,
музыковед,
автор и режиссёр многих фильмов о музыке,
музыкальный начальник и мэтр сели за клавиши. Развернуться ему, правда, было негде:
три гитарных аккорда, хоть убей... но как тактично и элегантно улеглись они рядом
со шхуной, волнами, судовой рацией, тралом, треской и рыбьим жиром, который так
любят наши дети! Поистине, для искусства нет преград. Н.Нейч,
прикасавшийся к вышеоным клавишам и струнам гитары Визбора...