Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Ф.И.ШАЛЯПИН

МОЯ РОДИНА

В былые годы, когда я был моложе, я имел некоторое пристрастие к рыбной ловле. Я оставлял мой городской дом, запасался удочками и червяками и уходил в деревню на реку. В один из таких отлётов я устроился в избе мельника. Однажды, придя к мельнику ночевать, я в углу избы заметил какого-то человека в потасканной серой одежде и в дырявых валеных сапогах, хотя было это летом. Он лежал на полу с котомкой под головой и с длинным посохом под мышкой.

Я было собирался со стариком заговорить, да не успел - ушёл он. Очень пожалел я об этом, и захотелось мне хотя бы взглянуть на него ещё один раз. Чем-то старик меня к себе привлёк. Я привстал, облокотился на подоконник и открыл окошко. Старик уходил вдаль.

Это был странник. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела. Я убеждён, что если каждого из них в отдельности спросить, куда и зачем он идёт, он не ответит. Не знает. Он над этим не думал. Казалось, что они чего-то ищут. Казалось, что в их душах жило смутное представление о неведомом каком-то крае, где жизнь праведнее и лучше. Может быть, они от чего-нибудь бегут. Но если бегут, то, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.

В 'Борисе Годунове' Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России - Варлаам. Мусоргский с несравненным искусством и густотой передал бездонную тоску этого бродяги - не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. Тоска в Варлааме такая, что хоть удавись, а если удавиться не хочется, то надо смеяться, выдумать что-нибудь этакое разгульно-пьяное, будто бы смешное. Удивительно изображён Мусоргским горький юмор Варлаама, юмор, в котором глубокая драма.

Бездонная русская тоска. Но вдумываясь в образы, которые мне приходилось создавать на русской сцене, я вижу безмерность русского чувства вообще, какое бы оно ни было.

...Звенит звёздным звоном в веках удивительный, глубокий русский гений. Я терпеть не могу национального бахвальства. Всякий раз, когда я восхищаюсь чем-нибудь русским, мне кажется, что я похож на того самого генерала от инфантерии, который по всякому поводу и без повода говорит:

- Если я дам турке съесть горшок гречневой каши с маслом, то через три часа этот турка на тротуаре, на глазах у публики, погибнет в страшных судорогах.

- А вы, ваше превосходительство, хорошо переносите гречневую кашу?

- Я?! С семилетнего возраста, милостивый государь, перевариваю гвозди!..

Не люблю бахвальства. Но есть моменты, когда ничего другого сказать нельзя и вообразить ничем иным нельзя, как именно звёздным звоном, дрожащим в небесах, этот глубокий, широкий и вместе с тем легчайший русский гений...

Только подумайте, как выражены свет и тень у российского гения, Александра Сергеевича Пушкина. В 'Каменном госте' мадридская красавица говорит:

Приди! Открой балкон. Как небо тихо,

Недвижим тёплый воздух, ночь лимоном

И лавром пахнёт, яркая луна

Блестит на синеве густой и тёмной,

И сторожа кричат протяжно, ясно!..

А далеко, на севере - в Париже,

Быть может, небо тучами покрыто,

Холодный дождь идёт и ветер дует...

Далеко, на севере - в Париже. А написано это в России, в Михайловском, Псковской губернии, в морозный, может быть, день, среди сугробов снега. Оттуда Пушкин, вообразив себя в Мадриде, почувствовал Париж далёким, северным!..

Не знаю, играл ли Александр Сергеевич на каком-нибудь инструменте. Думаю, что нет. Ни в его лирике, ни в его переписке нет на это, кажется, никаких указаний. Значит, музыкантом он не был, а как глубоко он почувствовал самую душу музыки! Всё, что он в 'Моцарте и Сальери' говорит о музыке, в высочайшей степени совершенно. Как глубоко он почувствовал Моцарта - не только в его конструкции музыкальной, не только в его контрапунктах или отдельных мелодиях и гармонических модуляциях! Нет, он почувствовал Моцарта во всей его глубокой сущности, в его субстанции. Вспомните слова Моцарта к Сальери:

Когда бы все так чувствовали силу

Гармонии! Но нет: тогда б не мог

И мир существовать, никто б не стал

Заботиться о нуждах низкой жизни.

Так именно, а не иначе мог говорить Моцарт. Пушкин не сказал: 'силу мелодии', это было бы для Моцарта мелко. Он сказал: 'силу гармонии'. Потому что как ни поют звёзды в небесах, какие бы от них ни текли мелодии, суть этих мелодий, песен и самых звёзд - гармония.

'Сцена с курантами' из второго действия оперы М.Мусоргского 'Борис Годунов' - одна из знаменитых записей Фёдора Ивановича Шаляпина. Вместе с ней на звуковых страницах вы впервые услышите в исполнении Шаляпина романс Э.Грига 'Лебедь', русскую народную песню 'Двенадцать разбойников' на слова Н.А.Некрасова, 'Речитатив' А.Гречанинова и 'Марсельезу'.

Ф.И.Шаляпин. Одна из последних фотографий.

 

Звуковая страница 5 - Поёт Ф.И.Шаляпин. М.Мусоргский. 'Сцена с курантами' из оперы 'Борис Годунов'. Вы слышите впервые: А.Гречанинов - 'Речитатив' (фрагмент "Великой ектеньи").

Звуковая страница 6 - Поёт Ф.И.Шаляпин. 'Марсельеза'. Э.Григ - "Лебедь". Русская народная песня "Двенадцать разбойников".

Заметки и комментарии...

На главную страницу