Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4

Рояль в рюкзаке

           В век гитар и магнитофонов, век туристов, творящих песни под дымок костра, как будто оттеснил от нас профессиональную песню, которую сочиняют на добром старом рояле чудаки-композиторы, кладут на ноты да ещё, глядишь, и оркеструют.

            Да, рояль не положишь в походный рюкзак, струнный оркестр не усадишь в тамбуре вагона. И зачем? Ясно, как синее небо, что каждый из нас может сочинить песню. И каждый второй её уже напевает.

            И все же прочность песни не измеришь энтузиазмом воскресной электрички, твердой убеждённостью в том, что Бетховен и Бах понимали в песне куда меньше, чем сосед Петя, выдающий их дюжинами.

Песни, которые предлагает сегодня своим слушателям журнал, написаны давно. Написаны для кинофильмов. Они не попали в магнитофонные записи, потому что родились раньше, чем магнитофоны. Но их знают все: и звонкие менестрели и застенчивые молчальники. И поют повсюду.

А ведь и эти и многие другие кинопесни композиторы писали, если так можно выразиться, 'к случаю'. К определённой ситуации картины. Их пели, чтобы ветром расправить паруса корабля, уходящего на поиски капитана Гранта, чтобы проститься со своей детской куклой, убегая тайком из дому на войну, чтобы просто попросить любимого: 'Не улетай, родной, не улетай'.

Но родной улетал, потому что были обязанности, был долг, были трассы страны, времени. И улетали песни из фильмов, из чётких предлагаемых обстоятельств, наполнялись в пути новым содержанием. Становились не просто популярными. Всенародными.

И оказывался добрый старый рояль в рюкзаке и солдатском вещмешке, на трассе дальнего перелёта и у одинокого костра в тайге:

Песня Никиты Богословского на слова Василия Лебедева-Кумача 'Я на подвиг тебя провожала'. Как далеко умчалась она из своего киносюжета, из милой и наивной картины 'Остров сокровищ'! Теперь уже не придуманная девушка Дженни поёт её доктору Лайвеси. И не 'морские волки' да пираты Флинта слушают её 'Гроза над страною', 'голос верной подруги', 'трудное дело', на которое звала она 'спокойно и смело' идти, - эти слова, образы, гордый дух песни, написанной в 38-м году, не раз наполнялись новым содержанием, помогали верить, жить, побеждать.

Да, песни должны улетать из картин, расставаться с киногероями и приходить к людям. Этой крылатостью словно трепещет само выражение 'песенка из кинофильма'. Не 'к', на 'для', а именно 'из' - в дорогу, в жизнь, тебе навстречу. Хорошие песни летят по земле. Но, как люди, они должны возвращаться в любимый город - в свою картину. Потому что, где бы ни пели 'Тучи над городом', без них не обойтись 'Человеку с  ружьём'. Не обойтись без 'Курганов' 'Большой жизни'. И без 'Тёмной ночи' нет 'Двух бойцов'.

Вот и мне посчастливилось однажды увидеть, как возвращается в картину песенка. Было это на Северном полюсе. На дрейфующей станции СП-15. Висела над льдиной полярная ночь с хорошим морозным полярным сиянием. И кружилась над океаном, над льдиной, вокруг лагеря негромкая и такая знакомая песенка про шар голубой.

В кают-компании стрекотал аппарат, сидели плечом к плечу зимовщики. Так и вернулся 'Шар голубой' к своему первому исполнителю - Максиму.

 А.ВАСИЛЬЕВ

 Кадры из фильмов:

'Большая жизнь',

'Остров сокровищ',

'Два бойца'.

Звуковая страница 8  Новые записи мелодий Н.Богословского.

На главную страницу