Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Ц.МАНСУРОВА, народная артистка РСФСР, профессор

слово и музыка

            Лет девять назад не приняли к нам в Щукинское училище Лену Камбурову. Ошибки при просеивании двухтысячного отряда абитуриентов неизбежны, и тем не менее они досадны.

            Кто-то из студентов порекомендовал Лене зайти ко мне. Помню, я куда-то торопилась. Камбурова сказала: 'Я вас провожу и почитаю по дороге'. И пока мы шли тихими арбатскими переулками, она мне читала. Подряд Пушкина, Алексея Толстого, современную прозу, что-то из Винокурова. Помню, что я подумала: эта девушка стоит того, чтобы её послушать всерьёз.

            И вот она пришла ко мне домой. Лена - из Киева. Она училась на инженера-обувщика, но сказала, что хочет быть на сцене. В её чтении ощущалась острота ритма и тонкость полутонов. Я спросила: 'Вы поёте?' Она спела украинскую песню - интересную, нетрадиционную. Небольшой голос, но милый, и нюансы живые. Мне стало ясно: она больна мечтой о театре, прекрасно больна.

            С училищем у неё не вышло. Потом я получила письмо, в котором Лена писала, что из Москвы не уехала, поступила разнорабочей на строительство клуба подмосковной станции Катуар, чтобы быть поближе к театрам, московским выставкам, к сцене: Ей было очень тяжело, но тем не менее она работала и училась. И так целый год. А потом Лену приняли в эстрадно-цирковое училище. Камбурова окончила его, и в телевизионной передаче выпускников театральных вузов она выступила лучше всех. Она была первая. Конечно, тут огромная заслуга её педагогов, ну и способности сыграли свою роль.

            То, что Лена делает сейчас, - нечто совершенно новое. Она читает и поёт. На эстраде Камбурова начала с песен. Но между выступлениями фокусника и жонглёра её песне, наверное, было тесно, потому-то и обратилась она к радио, к композициям большого масштаба. Звучали стихи, но актрисе хотелось сказать что-то большее. И Камбурова начинала петь. В этом и есть, я бы сказала, её собственная затея. Не люблю, когда употребляют термин 'собственный почерк'. Собственный почерк может быть и в чужом начинании. А это именно какие-то её собственные затеи, свои какие-то пригорки и ручейки. А где она взберется на пригорок и где зальётся ручейком, тут уже не угадаешь.

В чем причина её успеха? Ну, прежде всего в чувстве меры, в жесткости отбора. Значит, ты способен выбрать автора, близкого тебе, чей текст скажет твоему актёрскому сердцу нечто особое. Камбурова выбрала тексты и музыку Новеллы Матвеевой, Булата Окуджавы, стихи Петра Вегина, она поёт песни Таривердиева. И она явно нащупывает тематическое единство своих композиций, посвящаемых ею либо поэзии, либо красоте.

Для профессионала всегда важны детали. Камбурова стремится к тому, чтобы слушатель или зритель не ощутил перехода - чрезвычайно тонкой границы между чтением и пением. Это удивительной трудности задача, требующая в работе над столь синтетическим жанром риска и смелости.

Фото  А.Лидова

 

Звуковая страница 11 - Поёт Елена Камбурова. Песни Н.Матвеевой и Л.Ивановой.

На главную страницу