Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

КЛАССИКИ О КЛАССИКАХ

ЧАЙКОВСКИЙ: 'ЭТА УВЕРТЮРА ПОСВЯЩЕНА ВАМ'

             В первый день 1888 г. В Лейпциге на обеде у скрипача Адольфа Бродского встретились Пётр Ильич Чайковский и Эдвард Григ. Эта встреча стала началом дружбы.

            Чайковскому принадлежит, быть может, самая точная, самая образная характеристика человеческого и творческого облика Грига. Это объясняется 'внутренним родством двух музыкальных натур, хотя и чуждых друг другу по происхождению...'

            В 'Автобиографическом описании путешествия за границу в 1888 году' Пётр Ильич Чайковский так воссоздаёт образ великого норвежца: 'В комнату вошёл очень маленького роста человек, средних лет, весьма тщедушной комплекции, с  плечами очень неравномерной высоты, с высоко взбитыми кудрями на голове и очень редкой, почти юношеской бородкой и усами. Черты лица этого человека, наружность которого сразу привлекла мою симпатию, не имеют ничего особенно выдающегося, ибо их нельзя назвать ни красивыми, ни неправильными; зато у него необыкновенно привлекательные средней величины голубые глаза, неотразимо чарующего свойства, напоминающие взгляд невинного прелестного ребёнка. Я был до глубины души обрадован, когда по взаимном представлении нас одного другому раскрылось, что носитель этой безотчётно для меня симпатичной внешности оказался музыкант, глубоко прочувствованные звуки которого давно уже покорили моё сердце. То был Эдвард Григ:'

            'Слушая Грига, мы инстинктивно сознаём, что музыку эту писал человек, движимый неотразимым влечением посредством звуков излить наплыв ощущений и настроений глубоко поэтической натуры, повинующейся не теории, не принципу, не знамени, взятому на плечи вследствие тех или других случайных обстоятельств, - а напору живого, искреннего художнического чувства. Что за непосредственность и богатство музыкального изобретения! Сколько теплоты и страстности в его певучих фразах, сколько ключом бьющей жизни в его гармонии и в ритме, как и всё остальное, всегда интересном, новом, самобытном! Если прибавить ко всем этим качествам полнейшую простоту, чуждую всякой изысканности и претензий, то не удивительно, что Грига все любят, что он везде популярен и что как в Германии, Скандинавии, так и в Париже, Лондоне, Москве имя его встречается беспрестанно:'

            Время сохранило шесть писем Чайковского Григу. Вот строки из двух:

            'Париж, 2 марта 1888 года: Знаете ли Вы, что Вы очень известны в Париже? Почти в каждом концерте исполняется что-нибудь Ваше:'

            'Клин, 5 (17) сентября 1888 года. :В Москве были бы очень счастливы видеть и слышать Вас. Если бы Вы могли принять это предложение, то было бы лучше всего, если бы Вы приняли участие в концерте 28 ноября. Очень прошу Вас ответить мне сейчас же! Как Вы поживаете, милый друг? Я написал новую симфонию и увертюру 'Гамлет' (которая, правда, ещё не инструментована). Эта увертюра посвящена Вам:'

            Через много лет, когда уже жнее будет Чайковского, Григ запишет в своём дневнике: 'Многое прочёл в книге Модеста Чайковского 'Жизнь и переписка Петра Чайковского'. Какая благородная и правдивая личность! И какое грустное удовлетворение - продолжать таким образом личное знакомство, которое началось в незабываемые Лейпцигские дни 1888 года: Книга эта трогает меня до глубины души. Иногда мне кажется, что я заглядываю в свою собственную душу. Я во многом узнавал самого себя:'

Подборку подготовил А.Шнейдер

Гравюра А. Брусиловского

 

Звуковая страница 6 - В коллекцию редких записей. Играет Эдвард Григ. 'Норвежское свадебное шествие', 'Бабочки'.

На главную страницу