Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

СИЛУ ЗЛОБЫ ОДОЛЕЕТ ДУХ ДОБРА...

(начало не пред. странице)

...летним' Пастернаком не было проблемы
выбора. Он порывает с философией и Германией, остаётся верен поэзии и России. 'Боже, - восклицал юноша Пастернак,- у меня голова кружится от счастья. Я вернусь на Родину, и эта Родина - Россия!'
И я б хотел, чтоб после смерти,
Как мы замкнёмся и уйдём,-
Тесней, чем сердце и предсердье
Зарифмовали б нас вдвоём.

   О последнем периоде жизни Бориса Леонидовича нельзя слушать без волнения. Мария Павловна, супруга Балашова, как-то встретила поэта во дворе дома в Лаврушинском и ужаснулась. Поэт был измождённым, обескураженным.
   - Как вы себя чувствуете? - спросила она с тревогой.    Он не улыбнулся:
   - Как может себя чувствовать человек, по чьей груди прошла автоматная очередь...
   Хоронили Пастернака 2 июня 1960 года. Цвели вишни... На Киевском вокзале на стенах хлебным мякишем приклеены листки, которые сообщали, что скончался великий поэт России Борис Леонидович Пастернак и что гражданская панихида будет происходить сегодня в 12 часов дня в Переделкине.
   Незадолго до смерти, в горькие минуты предельного отчаяния, поэт написал стихотворение 'Нобелевская премия'. Долгие годы оно не печаталось.

НОБЕЛЕВСКАЯ ПРЕМИЯ

Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони -
Мне наружу ходу нет.
Тёмный лес и берег пруда.
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, всё равно.
Что ж е сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба.
Верю я, придёт пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Все тесней кольцо облавы...
И другому я виной:
Нет руки со мною правой,
Друга сердца нет со мной!
А с такой петлёй у горла
Я б хотел еще пока,
Чтобы слёзы мне утёрла
Правая моя рука.

   Вот какие воспоминания навеяла старая магнитофонная запись.

 Георгий БАЛЬЯН

 

Я ВАС ПО-ПРЕЖНЕМУ ЛЮБЛЮ

   У каждого времени свои любимые песни, свои певцы. Для меня и многих моих сверстников кумиром был и останется Георгий Павлович Виноградов. То же самое могли бы, наверное, сказать наши отцы и матери: популярность этого певца в предвоенные, военные и первые послевоенные годы была необыкновенной. Он был первым исполнителем многих произведений Дунаевского, Блантера, Мокроусова, Милютина. Первозданную чистоту, проникновенность вернул голос Виноградова записанным им на радио и грампластинки русским народным песням, старинным романсам... В нынешнем году Г.П.Виноградову исполнилось бы 80 лет. Родился он 16 ноября 1908 года в Казани. В восемь лет по настоянию отца начал петь в церковном хоре. Потом были гимназия, курсы телеграфистов, рабфак и одновременно учёба в музыкальном техникуме Казани по классу скрипки, альта.
   После рабфака Виноградов уезжает в Москву и поступает в Военную академию связи. Все шло своим чередом, пока однажды, по счастливой
случайности, его пение не услышал концертмейстер Большого театра. 'Не знаю, юноша, получится ли из вас военный инженер,- сказал он,- а вот неплохой певец, если серьёзно заниматься, выйдет наверняка'.
   Командование академии пошло навстречу - просьба Виноградова об увольнении из рядов Красной Армии была удовлетворена, и он поступил в оперную студию при Московской консерватории, в класс М.Л.Львова. 'Большой мастер, сам замечательный певец, а какой учитель!' - с благодарностью вспоминал о нём Виноградов. Под его руководством он успешно подготовился к участию в Первом Всесоюзном конкурсе вокалистов (декабрь 1938 - январь 1939 г.) и стал одним из лауреатов.
   И всё-таки славу и широкое признание принесло Виноградову не исполнение оперных арий и произведений камерно-вокального жанра, а участие в программах созданного в конце 30-х годов Государственного джаз-оркестра Союза ССР, куда он был приглашён солистом. Именно тогда вышла пластинка с напетыми им танго Е.Розенфельда 'Люблю' и 'Счастье моё'. Они были в ту пору столь популярны, что теперь служат своеобразной приметой, музыкальным знаком тех лет.
   В годы Великой Отечественной войны в составе фронтовой бригады Образцового оркестра Наркомата обороны, куда вошёл почти весь Государственный джаз под управлением Виктора Кнушевицкого и несколько солистов, Виноградов выступал на передовой. Западный, Брянский, Волховский фронты, концерты в осаждённом Ленинграде, где Георгий Виноградов выступал вместе с Лидией Руслановой и Михаилом Гаркави, являясь уже солистом Краснознамённого ансамбля. В ту пору им напеты на пластинки, зазвучали в концертах и по радио 'В лесу прифронтовом', 'Два Максима', 'Уралочка', 'На полянке', 'Соловьи'...
   Восемь лет интенсивной и плодотворной работы связано у Георгия Павловича с Краснознамённым ансамблем песни и пляски Советской Армии. Именно к этому времени относятся фотоснимок и дружеский шарж на певца, любезно предоставленные нам его другом и однофамильцем, заслуженным артистом РСФСР, профессором Московской консерватории К.Л.Виноградовым.
   - В обойме талантливых солистов-александровцев Георгий Павлович Виноградов, вне всякого сомнения, был выдающейся и самой яркой фигурой,- вспоминает он.- Не красавец и даже неказистый с виду (именно это я и попытался когда-то выразить в своём шарже), он преображался на сцене. Голос его- это ведь сама чистота, прелесть и совершенство. Никаких ложной бравады и пафоса, разного рода дешёвых эффектов, столь характерных для нынешней эстрады, Виноградову не требовалось, потому что сама Музыка во всём её благородстве говорила его голосом.
   В начале 50-х годов, на которые пришёлся, можно сказать, пик творческого взлёта певца, имя Виноградова внезапно исчезло с концертных афиш. Перестали звучать его записи, выпускаться пластинки. Георгию Павловичу было запрещено выступать в 33 городах Советского Союза. Почему-то именно в 33 - ни больше ни меньше. Фактически же запрет этот действовал повсеместно. Он был лишён звания заслуженного артиста республики.
   Сегодня такого рода фактами биографий выдающихся представителей нашего искусства, относящихся к печально известному периоду, вряд ли кого удивишь. Туман, сплетни и глухая завеса умолчания вокруг имени Виноградова рассеялись лишь к середине 70-х годов. А он всё это время преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, был режиссёром вокального отделения.
   Ученики Георгия Павловича продолжают дело своего учителя. А миллионы почитателей его таланта хранят в своем сердце добрую память и признательность любимому певцу, голос которого ни с чьим не спутаешь.

Юрий БИРЮКОВ

   На фото (слева направо): К.Виноградов, С.Балашов, К.Игумнов, Г.Виноградов, А.Югов на 'четверге' в 'Комсомольской правде' 11 апреля 1946 года.

   На девятой звуковой странице слушайте танго Люблю' (Е.Розенфельд, Н.Венгерская) и 'Счастье моё' (Е.Розенфельд, Г.Намлегин).

 

Звуковая страница 9 - Георгий Виноградов: танго о любви.

 

Заметки и комментарии к номеру...

На главную страницу