Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ФЕСТИВАЛИ, КОНКУРСЫ

ДУЭТ - ИСКУССТВО ДИАЛОГА

На фото дуэты:

Л.Йех - Р.-П. Вилли (Тайвань);

А.Грау - Г. Шумахер (Германия).

   Признаюсь сразу: я никогда не выделяла фортепианный дуэт как особый жанр исполнительского искусства. Для меня это была разновидность фортепианного исполнительства, не больше. И даже некоторое удивление вызывал тот факт, что в последние годы об этом стали так часто говорить. Почему, спрашивала я себя, по стране прямо-таки прокатилась волна дуэтных фестивалей и, если верить сообщениям корреспондентов, везде это вызывает искренний восторг слушателей? Только ли дело в том, что в апреле 1990 года была создана Ассоциация фортепианных дуэтов и она так славно потрудилась, возрождая интерес к той форме музицирования, которая, казалось бы, прочно забыта, во всяком случае, у нас в стране? Или дело в чём-то другом?

   С этими вопросами приехала я в начале октября прошлого года в Екатеринбург на Второй международный фестиваль фортепианных дуэтов. Надеюсь, что в моем рассказе о нём читатели найдут ответы на эти вопросы. Прежде всего о самом Екатеринбурге. Загадочный феномен, если говорить о духовной жизни города. Достаточно увидеть глаза людей, заполняющих ежевечерне концертные залы, театры. Людей, будто и не деморализованных кошмарным нашим бытом, не зацикленных на продуктовых проблемах, хотя проблемы эти здесь так же остры, как и в любом другом месте России. Их интерес к искусству вселяет надежду, что этому городу не грозит духовная гибель.

   Быть может, если бы не Екатеринбург, не его филармония, то и не шла бы сегодня речь о фортепианных дуэтах. Конечно, по-прежнему существовали бы такие выдающиеся пары, как Е.Сорокина - А.Бахчиев (Москва), Н.Новик, - Р.Хараджанян (Латвия), Л.Брук, ныне выступающая с сыном И.Таймановым (Санкт-Петербург). Но собрать практически все сложившиеся дуэты вместе, как бы предъявить этот жанр слушателям во всей его значимости, во всём разнообразии, это заслуга Екатеринбургской филармонии.

   Впервые инициатива была проявлена в 1989 году на Первом всесоюзном фестивале дуэтов. И, как мне кажется, этот отсчёт нужно вести не по количеству акций, предпринятых за прошедшие годы, хотя их действительно много, но по качеству. Произошло как бы новое открытие жанра, построенного на диалоге, вовлекающем и самих слушателей в общение. И это свойство жанра, оказалось невероятно актуальным в сегодняшней ситуации культурной, да и вообще житейской. Тысячу раз прав Р.Хараджанян, говоря, что 'во время выступления ансамбля пианистов на сцене как бы пробуются различные виды человеческого контакта. Концертное выступление дуэта часто напоминает театр двух актёров'. Вот она, суть. Вот то эстетическое качество, навстречу которому, оказалось, открываются сердца сегодняшних слушателей.

   Устраивая Второй международный фестиваль фортепианных дуэтов, екатеринбуржцы решили как бы усилить этот момент, придать ему глобальность. И придумали любопытную формулу: 'Европа - Урал - Азия'. Город, лежащий на границе Европы и Азии, будто пригласил к, диалогу музыкантов, воспитанных в разных культурных традициях, с разными эстетическими взглядами, разным творческим багажом. Тут и многоопытные пары: израильская Б.Эден и А.Тамир, японская С.Кодама и К.Кодама. И молодые ансамбли: из Германии А.Грау - Г.Шумахер, Польши Т.Гpанат. - В.Малицки. И изумительная супружеская пара, которая словно материализовала идею диалога европейской и азиатской культур, Л.Йех и Р.-П. Вилли, они представляли Тайвань; Л.Йех - китаянка, а её супруг - немец.

   Модели человеческого общения. Они были настолько разнообразны! И каждая по-своему привлекательна. Изысканный аристократизм в дуэте Е.Сорокиной - А.Бахчиева и невероятная энергетика в обмене информацией, которая ощущалась чуть ли не реально, когда играли Н.Новик и Р.Хараджанян. Некая импрессионистическая дымка в общении за роялем Н.Саккос и Т.Пыяске из Эстонии. Ироничные 'переченья', на которых строились отношения в дуэте санкт-петербуржцев композитора В.Бибергана и пианиста В.Пальмова. Абсолютно необычный, отрицающий, казалось бы, все нормы академического искусства дуэт из Новосибирска Г.Пыстин и И.Цыганков...

   Фестивалю удалось соединить явления, в последнее время удаляющиеся друг от друга всё дальше: искусство камерное, интимное и концертное, масштабное.

   И это оказалось вполне сочетаемым. Более того, окрасило фестиваль в необычные праздничные тона, придало ему дух карнавальности, фееричности...

О.БОБРОВА

      На четвёртой звуковой дорожке слушайте 'Вальс' М.Равели и пьесу 'Снежинки' А.Цфасмана (фрагменты). Исполнители: А.Грау - Г.Шумахер (г.Штутгарт) и И.Цыганков - Г.Пыстин (г.Новосибирск) в сопровождении Л.Кумищи (ударные), С.Столярова (контрабас) (г.Екатеринбург).

   

Звуковая страница 4 - Фортепианные дуэты: диалоги за роялем/ Оцифровывается...

На главную страницу