Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

УХОДЯ, ОСТАЮТСЯ С НАМИ

МИР ЯНКИ

   Двадцатичетырёхлетняя певица из Новосибирска Яна Дягилева пропала 9 мая прошлого года. 13 мая её тело было найдено на берегу одного из притоков Оби. Экспертиза констатировала самоубийство.

   В 1989 году самиздатовский журнал 'Урлайт' писал о ней: 'Янка - Яна Дягилева. Хипповая девчонка, каталась по стране, писала стихи. Под влиянием Егора Летова стала серьёзно петь. Одно время пыталась стать бас-гитаристкой 'Гражданской Обороны'. К лету 88-го года в Тюмени ею был записан альбом 'Деклассированные элементы' в виде импровизированной группы Янка + Летов: бас, гитара и ударные. Альбом - лирическое кантри, драматизированное вкраплениями мрачных аранжировок. Вокал - баллладно-кантровый, ложится на резкую панк-основу и звучит, как если бы в 'Студжис' пел не Игги Поп, а Дженис Джоплин'.

   Надо сказать, что мне она и внешне напоминала Дженис Джоплин длинные рыжеватые волосы, закрытые при пении глаза, не говоря уже о не по-женски (хотя большинство её композиций написано в форме плача) жёстко-экспрессивной·подаче интонации, мелодика восходила, безусловно, к русской фольклорной традиции. Во многом прослеживалось подражание Александру Башлачёву в интонационной подаче, использовании приёма поэтической антитезы, образности с его мыслями, его образами Яна вступала в непрямой диалог. Ужесточала их, вовсе не оставляя надежды на избавление. Например, для Башлачёва 'восьмой круг' - покой, забвение, бессмертие. Искривлённым эхом прозвучит у Янки: 'Восьмого вывели на круг' - и это будет уже уничтожением, убийством. Башлачёв напишет о Петербурге: 'Ты сводишь мост зубов под рыхлой штукатуркой, но купол лба трещит от гробовой тоски'. Янка пропоёт о себе: 'Зовёт косая доска. Я у дверного глазка'.

   Конечно, Янка относится к другому поколению, иной культуре. Её взаимоотношения с миром разительно отличаются от Сашиных. Самостоятельности мышления ей не занимать. Её мир  - Мёртвая зона, запустение, разорение, распавшаяся связь времён. В гнилостном урбанизированном милитаризованном мире гибнет всё, в чем сохранились хотя бы крошечные признаки жизни. Живое должно уподобиться мёртвому ('по близоруким глазам, не веря глупым слезам, ползёт конвейер песков'), или ему не суждено выжить. 'нечто' сотрёт тебя ,в пыль. оно состоит из режимов, 01 отделов, стен, клеток, сапог, машин вполне узнаваемых реалистичных подробностей. Но при этом наделено почти мистической силой - как существа из американских триллеров или фантастических фильмов. В них последние оставшиеся в живых на земле люди ведут бесконечный бой с созданными ими самими киборгами. Персонажи Янкиных песен выбирают неподчинение, предпочтя достойную смерть жалкому выживанию: 'Мы должны уметь за две секунды зарываться в землю, чтоб остаться там лежать, когда по нам поедут серые машины, увозя с собою тех, кто не умел и не хотел в грязи валяться'. Песни Яны передают состояние человека, живущего в предчувствии близящегося конца, забившегося в угол, в маленькую чёрную сырую нору: 'Домо-о-о-й!' Ничего хорошею никогда больше не будет: ни утра, ни росы, ни солнышка 'и радоваться солнышку и дождичку... в четверг'). Остались только обрывки детских воспоминаний - песенок, страшилок, дразнилок. Обручённые со взрослой жизнью, иным опытом, они, порождают новое страшное качество: 'Иду я на верёвочке, вздыхаю на ходу. Доска моя кончается, сейчас я упаду под ноги, под колёса, под тяжёлый молоток. Всё - с молотка. О, продана смерть моя. Продана'. В Янкиных песнях - подсознание ребёнка, выросшего 'под каблуком потолка'.

   'Продравшим веки кротам видна ошибка ростка', - было сказано в её песне. Ошибка ростка в том, что и на этот раз он умудрился народиться на российской почве, известной своей смертоносной любовью к Поэтам.

М.ТИМАШЕВА

 Фото А.МАРКОВА.

==============================================================================

   'Небеса обетованные' Эльдара Рязанова вышли на экраны в драматические дни августа, сразу же после путча.

   Следя за событиями, происходящими в выдуманном посёлке 'Закат коммунизма'), ещё и ещё раз с особой ясностью понимаешь, какая же судьба ждала всех нас, одержи путчисты победу.

   ...Президентский дворец - кузов троллейбуса, отдельные квартиры - контейнеры, коммуналки - вагонные купе.

   Да, это, по сути дела, свалка 'отбросов' общества. Почти реальность, которая заставляет задуматься о том, почему же в этом посёлке оказались и художница, и писатель, и старуха мать, брошенная своими детьми, и еврей музыкант, и свой национал-патриот, и рабочий, одурманенный квазибольшевистскими социалистическими лозунгами. И все они с первым снегом собираются улететь отсюда куда подальше.

   А пока составляют списки отлетающих...

   С режиссёром и автором фильма 'Небеса обетованные' Эльдаром РЯЗАНОВЫМ беседует наш корреспондент Ида Смирнова:

   - Эльдар Александрович, вы верите в то, что 'небеса обетованные' где-то существуют?

   - Я не знаю, существуют ли 'небеса обетованные' и куда отправляются мои герои, остались они живы или нет, это каждый будет понимать в меру собственного желания. Я вам должен сказать, что я не отношусь к числу тех режиссёров, которые конструируют зрительскую реакцию, я режиссёр чувственного плана. И то, что я ощущаю, чувствую, переживаю, - это и вливается в картину. Поэтому то отчаяние, которое охватывает меня, когда я оглядываюсь вокруг, невольно перешло в этот фильм, хотя в нём немало вроде бы и смешного. 'Небеса обетованные' - фильм-притча, и финал его совершенно нереалистичен. В нашем кино было так много лет всё понятно, что, я думаю, немного непонятного сейчас будет вполне ко времени. И пусть люди поломают себе голову над тем, что это такое и куда отправились наши герои.

   - Это в фильме, допустим. А в реальной жизни?

   - В реальной жизни я верю, что у нас будет нормальное правовое общество, но это, наверное, произойдёт тогда, когда меня не будет в живых. Может, моему внуку приведётся жить в счастливом государстве. Писал же Некрасов: 'Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придётся ни мне, ни тебе'. А пока в реальной жизни пожинаем плоды. Коммунистическая партия вела себя примерно так же, как повёл себя Саддам Хусейн. Когда потерпел поражение, он поджёг все нефтяные скважины. И мы объяты пламенем...

   - Эльдар Александрович, в фильме у вас есть сочувствующие перестройке американцы, которые собираются сделать вроде бы доброе дело: построить завод противозачаточных средств. Но:

(окончание на след. странице)

   На девятой звуковой дорожке песни Яны Дягилевой 'Мы пойдём с тобою', 'А ты кидай свои слова' и 'Продана смерть моя' в авторском исполнении.

   

Звуковая страница 9 -  Последние записи Яны Дягилевой оцифровывается...

На главную страницу