|
КРУГОЗОР 1965 ? 10 стр. 10 НИ ОДНОЙ ЛИШНЕЙ НОТЫ Рассказывает Игорь Безродный В 1953 году по просьбе организаторов традиционного фестиваля 'Недели Сибелиуса' я разучил новые для меня произведения композитора - две серенады для скрипки с оркестром. Помню я был захвачен, как никогда, работой над музыкой. Эти две серенады, на мой взгляд, являются уникальными произведениями мировой литературы для скрипки. Любопытно: в Хельсинки, где я играл их впервые, серенады оказались своего рода открытием. За день до концерта Сибелиус пригласил меня приехать к нему домой в Ярвенпяа. Трудно передать, какую радость я пережил, узнав, что он просит меня взять с собой инструмент. Значит, он хотел слушать! Сибелиус много рассказывал. Я тогда, между прочим, спросил, не случайна ли та связь с музыкой Чайковского, которая ощущается в его Первой симфонии. Сибелиус охотно подтвердил, что не случайна, так как он был очень близок по своим художественным устремлениям к Чайковскому и в тот период, когда сочинял Первую симфонию, находился под его влиянием. Ни один из композиторов, которых я знал и встречал, не был настолько похож на свою музыку, как Ян Сибелиус. Когда он стоял к вам профилем, то казался суровым, нахмуренным, но стоило взглянуть в его глаза - и неожиданно поражал контраст между этим суровым профилем и ясными, добрыми, голубыми глазами. Сочетание суровости, глубокой нежности, чистоты - привлекательная черта и в музыке Сибелиуса. Редкая запись В архиве финского радио сохранилась запись единственного интервью с Яном Сибелиусом, столетие со дня рождения которого отмечает мир. Вот оно. Вопрос. Маэстро, вы часто слушаете радио? Ответ. Слушаю довольно часто, особенно новую музыку. Вопрос. Есть ли какие-нибудь современные финские композиторы, которые бы нравились вам? Ответ. Очень много. И я верю, что у финской музыки большое будущее. Меня очень интересует вокальный жанр. И я думаю, что знаю то направление, которое существует в современной музыке и которое имеет будущее. Вопрос. Какое из собственных произведений вам ближе всего? Ответ. Они все мне одинаково близки, как мои дети. В конце разговора Сибелиуса спросили: 'Если бы к Вам пришёл молодой, начинающий композитор и стал просить у Вас совета, что бы Вы ему порекомендовали?'. Слушайте ответ великого композитора на звуковой странице. Татьяна НОЙОНЕН А.Галлен-Каллела. Борьба за Сампо (гравюра). Борьба за чудо-мельницу Сампо - эпизод из карело-финского эпоса 'Калевала'. На сюжеты 'Калевалы' Яном Сибелиусом написаны четыре легенды для симфонического оркестра. |
Звуковая страница 7 - 'Юморески' Яна Сибелиуса (сочинение 87) исполняет Давид Ойстрах.