Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ПОДСТУПЫ К ВДОХНОВЕНИЮ

НОВАЯ ШКОЛА

Актёрское счастье, как и всякое, - случай. Молодым еще, в Петербурге, на гастролях МХАТа увидеть 'Вишнёвый сад', возгореться желанием во что бы то ни стало попасть в этот театр, узнавать о нём, выспрашивать, всё больше и больше настраиваться на мхатовский лад, так, что в работах моих в Александрийском и у Корша стали показываться признаки этой новой школы, и по этим признакам быть приглашённым и перейти туда - это ли не счастливая судьба для актёра! В этом театре я получил настоящую школу - умение черпать из жизни правду.

Нет слов, самое ценное на сцене - то, что рождается интуитивно. Прежде это называлось вдохновением. И к нему не было подступа: либо сегодня оно есть, либо его нету. А наше искусство такое: в половине восьмого даётся занавес, и ты должен играть. Станиславский указал путь к раскрытию интуиции, к вдохновению, к постижению самой сути роли.

О РОЛИ НЕСЫГРАННОЙ. ПОЛОНИЙ.

Сам по себе Полоний не комичен. Он образец 'житейской', обывательской мудрости, но образец! И поймите его положение: сумасшедший Гамлет; король, убивший брата и женившийся на его вдове; наконец, дочь Офелия, в которую Гамлет влюблён. Сложнейший ход их отношений нужно ему предугадать, спланировать - ведь он чувствует себя ответственным за судьбу датского государства, он первый придворный. На каком острие он ходил, как был изобретателен в труднейших обстоятельствах, как неудачно окончилась его деятельность... В этой пьесе сама ткань жизни совсем иная, чем, скажем, у Чехова: тут из-за каждого угла могут выскочить и проколоть вас шпагой! Полоний в своем смысле даже герой. А какой он прекрасный, заботливый отец... Если не нужно было бы его сравнивать с Гамлетом, то, казалось бы, таким и должен быть человек.

В этом гений Шекспира, который показывает полно и ту мудрость и эту. А в контрасте с глубоким, поэтичным миром Гамлета мир Полония суетен и смешон.

РОЛЬ ЛЮБИМАЯ. БИТКОВ.

   Когда была прочтена пьеса 'Последние дни', у многих возникло сомнение, хорошо ли, что автор совсем не выводит Пушкина на сцену.

   Но Булгаков был очень чутким драматургом. Особенная острота получалась, когда зрители чувствовали, что вот его комната, смотрели на дверь, за которой был Пушкин. А рядом Дантес объяснялся с Натальей Николаевной. Казалось, что и Пушкин тут, на сцене.

   Битков - сыщик, под видом часовщика бывающий в доме поэта. Исчезает, появляется ненадолго, две-три фразы говорит. Потом, правда, у него заключительная сцена, почти монолог. Ну, что же, думаю, сыщик и сыщик. Правда, был у него талант - память необычайная. Забавным казалось, как он докладывает Дубельту всё подсмотренное на столе Пушкина: 'Буря... мглою... небо кроет...'

   Он долго находился около Пушкина, доносил на него, и вдруг этот полуграмотный человек почувствовал громадное величие поэта. И кончается его роль, когда он с раскаянием, пьяный, выкладывает свою душу смотрительнице почтовой станции.

   Я долго не мог восстановить по этому пунктиру целое. И сказал Немировичу-Данченко, что может показаться публике скучным последний акт. Ведь историю этой дуэли и смерти знает каждый культурный человек. Он ответил мне: 'Поверьте, когда зритель приходит смотреть пьесу, он всё словно забывает и жаждет заново узнать всё это, как страдал Пушкин, как закусывал руку, чтобы не крикнуть, жена чтобы не услышала...'

   Он вселил в меня веру, в конце концов я как-то овладел ролью, сыграл. Но уже после того, как сыграл, поехал в Михайловское. Меня поразили эти места. Возле дома Пушкина вниз идёт тропинка, крутой обрыв к реке. Горизонт неимоверно широк, я такого в средней России не видел.

   Был в Святогорском монастыре, увидел эту могилу и вдруг ясно ощутил, как его ночью привезли сюда. Сперва спутались - ночь - и попали в Тригорское. Я представил себе, как везли его ночью по этим дорогам.

    Одним словом, я так напитался, что образ раскрылся предельно. И монолог. До сих пор иногда его играю, хотя пьеса давно не идёт.

 В. ТОПОРКОВ, народный артист СССР

 

Василий Осипович Топорков читает монолог, звучавший два десятилетия назад со сцены МХАТа.

 Фото И.Александрова (см. пред. страницу)

  

  Звуковая страница 8 - Любимые роли народного артиста СССР В.О.Топоркова.

На главную страницу