| |||||||||||||||||||||||
ПРОСТОЙ И СЛОЖНЫЙ, КАК ПРАВДА Его лицо знакомо каждому из нас. По фотографиям. По картинам художников. Но и фотограф и художник запечатлевают мгновение. А ведь человеческое лицо в каждое следующее мгновение уже иное. Чувства мысли, радость и озабоченность, волнение и сосредоточенность - всё отражается на человеческом лице. Каким< же было его лицо? Мы решили обратиться к свидетельствам людей, которым посчастливилось наблюдать Ильича в самых разных ситуациях. Начнём с предупреждения, сделанного Максимом Горьким: 'Писать его портрет - трудно. Ленин, внешне, весь в словах, как рыба в чешуе. Был он прост и прям, как всё, что говорилось им'. И всё-таки каждый, кто встречался с Лениным, оставил какое-то наблюдение, какой-то штрих. 1905 год. Париж. Ленин вместе с Луначарским посещает скульптора Аронсона. Луначарский пишет: 'Аронсон, увидев голову Ленина, пришел в восхищение и стал просить у Ленина позволения вылепить, по крайней мере, хотя медаль с него... Нужно несколько присмотреться... чтобы оценить эту физическую мощь, контур колоссального купола лба... Скульптор, конечно, отметил это сразу'. 1917 год. 8 ноября. Заседание Второго Всероссийского съезда Советов.'Было ровно 8 часов 40 минут, когда громовая волна приветственных криков и рукоплесканий возвестила появление членов президиума и Ленина - великого Ленина среди них. Невысокая коренастая фигура... Маленькие глаза, крупный нос, широкий благородный рот, массивный подбородок, бритый, но с уже проступавшей бородкой, столь известной в прошлом и будущем...' - это свидетельство Джона Рида. Летом 1919 года Владимира Ильича навещает английский журналист Вильям Гуд. Что же бросилось в глаза ему? 'Во время разговора я отметил замечательную форму его головы, спокойную, ироническую улыбку, которая играла на его лице, искры юмора в его глазах. Его выражение в этот день было довольное, хотя я мог представить себе, что временами он мог хмуриться холодно и строго... Впечатление мощи, исходившее от него, углублялось непосредственной силой его речи. Что ему нужно было сказать, он говорил прямо, ясно, без всяких туманных слов'. Но дело, очевидно, не только в ленинской прямоте. 'Он был многогранен. Он находил ключи к сердцу каждого из нас... В кругу товарищей он видел всех насквозь, но этого не показывал... Никто не знал так человечество, как он, и только этим можно объяснить его революционную смелость' - так говорил С.М.Киров. 1920 год. Москва. Чехословацкий писатель Иван Ольбрахт: 'Все его портреты неудачны. Они придают прищуренным глазам Ленина какое-то саркастическое выражение, которое отсутствует в его лице, и не говорят, что у него светлые волосы. От уголков глаз Ильича веером расходятся морщинки'. А год спустя, в ноябре 1921 года, с Лениным встречается дальневосточный коммунист Афанасий Ким. 'Ростом он - невысокий, плотный. Немного сутуловатый... Чистое, с мягким выражением лицо'. Таким был Ленин. Но всё ли это? '...Чтобы знать, каким был Ленин, чтобы представить его в действии, в его великих делах, надо читать Ленина, его статьи, книги и речи: в них он отражён полностью... Его образ живёт в его творениях. Всю свою кипучую натуру, всю стремительность революционера, всю необыкновенную внутреннюю силу - всё это он вкладывал в свои произведения' - эти слова принадлежат ветерану партии А.А.Андрееву. В музее В.И.Ленина. Звуковой плакат 'Учитель' слушайте на третьей звуковой странице. О В.И.Ленине вспоминают старые коммунисты Е.Стасова, Д.Лазуркина, К.Аршавский, Г.Кржижановский. Стихи Маяковского читает заслуженный артист РСФСР В.Ларионов. |
Звуковая страница 3 - 'Учитель'. Звуковой плакат.