|
|
||||||||||||||||||||||
КРАСНЫЙ МАРШРУТ Биография Оскара Фрида напоминает фильм. Один эпизод, очень важный в его жизни, был описан Фридом в 'Правде' в 1935 году: Была зима, в Москве стояли лютые холода. За мной в гостиницу приехал молодой человек, говоривший немного по-немецки. Вместе с ним я сел в сани и отправился в Кремль. Меня пригласили в кабинет великого человека. - Итак, господин дирижёр, рад вас видеть! Нам многое нужно наверстать в искусстве! Попробуем рассмотреть сквозь проекцию времени другие кадры воображаемой ленты. ...Доведённый до отчаяния маленький барабанщик-подмастерье бросается с ножом на тирана-хозяина. Странствующий валторнист вместе с приятелями играет серенаду под окнами Листа в Веймаре, и великий старец благословляет бродячих оркестрантов 'на дальнейшее служение искусству'. Вот Фрид беседует с Густавом Малером, который предсказывает ему дирижёрскую будущность. Спустя несколько лет к Фриду приходит известность. Он совершает долгие музыкальные путешествия и приезжает в 1922 году в заснеженную Москву. Здесь его принимает В.И.Ленин. Вас будет слушать, - говорит Ленин, - избранная и внимательная публика. Такой вы, вероятно, ещё никогда не встречали. В большинстве это будут студенты из рабочих и крестьян... Я счёл момент удобным, чтобы задать вопрос о костюме. Я сомневался, уместно ли будет выступить перед новой, пролетарской публикой во фраке. С одной стороны, мне казалось неудобным появиться одному из всех в этой буржуазной одежде. С другой стороны, фрак казался мне неотъемлемой принадлежностью дирижёра. Я решил тогда обратиться за разрешением занимавшего меня вопроса к человеку, лучше всех знавшему, что и как подобает пролетариату. Ленин, не задумываясь, нашёл правильный ответ: - Но, конечно же, дорогой господин дирижёр. Подход к нашей пролетарской публике не должен быть хуже, чем подход к старой буржуазии. И почему бы дирижёру, управляя оркестром, не выступить, как всегда, в праздничном костюме - во фраке? Много работавший с Фридом Н.П.Аносов отмечал его дирижёрскую технику. Я привык к аплодисментам, но ни разу в жизни они не захватили, не тронули меня так, как тогда, в, холодном, нетопленном зале московского Большого театра. Аплодисменты, которые я слышал, исходили не от людей, пресыщенных благами жизни, которые, едва подавляя зевки, во время прекраснейшего соло бесцеремонно разговаривают вслух. Ленин был прав. Я выступал перед избранной публикой. В двадцатых годах концерты Оскара Фрида давались в Большом театре днём. Барьер перед оркестром снимали, вешали канат, чтобы отделить музыкантов от публики, выходил Луначарский и произносил вступительную речь. |
Звуковая страница 8 - 1922 год. Концерт в Большом театре. За дирижёрским пультом Оскар Фрид. Фрагмент 'Фантастической симфонии' Гектора Берлиоза.