|
|
Спой цыганскую песню Ференц Лист во время своего второго приезда в Россию, прослушав много раз подряд одну цыганскую песню и тщетно пытаясь её записать, сказал: 'Очевидно, моего искусства не хватит, чтобы записать цыганскую фразу'. Слушать песни цыган любили Пушкин и Толстой, Некрасов и Горький, Глинка и Алябьев, Даргомыжский и Рахманинов. Когда-то русская газета писала: 'Как бы сохранить эти песни, записать. Ведь со смертью таборных стариков умирают ценнейшие старинные национальные мелодии:' Но записать цыганскую песню 'не удавалось' даже Листу: Московский театр 'Ромэн' вот уже более тридцати лет собирает старинные мелодии, тщательно очищает от наносных элементов 'цыганщины' и бережёт их. Для себя, для своих детей, для людей. Рубен СИМОНОВ, народный артист СССР ● Судьба Николая Сличенко удивительна по нашим временам, хотя и типична для артиста цыганского театра. Она начал петь рано, совсем маленьким. Но никто не прочил его в артисты, потому что в цыганской семье поют и взрослые и дети. И вообще, подумаешь, эка невидаль - цыганёнок поёт! Родители его были большими непоседами и страсть как любили вдруг сняться с обжитого места и ехать куда глаза глядят. Поэтому ещё в детстве Коля повидал много разных мест. А в шестнадцать пустился в самостоятельное путешествие. Случайно оказался в Москве, увидел афишу: 'Цыганский театр'. Пришёл и спел перед всей труппой песни, которые слышал в семье. Услыхав его голос, цыгане сказали: 'Хасиям!', - что означает изумлённое восхищение, хотя буквально переводится как 'всё пропало'. И Коля был зачислен в труппу в тот же день. В две недели он выучил текст нескольких главных ролей и явился к режиссёру: 'Могу уже играть'. До слёз смеялся режиссёр: 'Походи годик-два по сцене, привыкни'. Но, как говорится, цыгана не обманешь. Через месяц заболел ведущий актёр прямо перед началом спектакля. Вы скажете, так бывало сотни раз в истории театра? Так, да не так. Актёр был совершенно здоров, но Коля так просил: С тех пор прошло тринадцать лет. Сорок ролей, любимая сыграна четыреста раз. В другом театре сказали бы так: 'Сначала работа над собой, а потом сцена'. У цыганского - своя специфика: это и дом, и школа, и мастерская актёра. Здесь обучают его нотной грамоте и правильному русскому языку, ставят голос и учат его отличать чисто национальное в песне и в танце от чужого, уличного, наносного. Весь этот путь прошёл и Коля Сличенко. В прошлом году он окончил десятилетку. Планы? 'Буду учиться на режиссёра:' Н.ЛОГИНОВА Фото В.САККА |
Звуковая страница 7 - Николай Сличенко - артист театра 'Ромэн'.