Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Леон ТОММ

ДЫХАНИЕ ПРАГИ

Фото В.Резникова

Это ведь уже известно, что Прага расположена на холмах, как и наш Киев, и что она украшена великолепной Влтавой.

Над Влтавой множество мостов, из которых наиболее знаменит Карлов. Он идёт не по прямой, а зигзагом. В наш век почему-то очень приятно ездить по такому мосту. Мосты, конечно, низкие; в интересах судоходства их следовало бы заменить новыми, но чехи придумали лучше - трубы у пароходов откидываются.

С Карлова моста видны искусственные перекаты - они поддерживают нужный уровень в засушливые годы, а кроме того, над перекатами бурлят водовороты, и мне не верится, что пражане не подумали и об этом. И, наконец, над Влтавой летают не только чайки, но и дикие утки, вообще-то, усвоившие, что от людей надо держаться подальше. И, видно, неспроста они делают исключение для Праги.

При всём при том Прага - город промышленный, шумный и явно перегруженный уличным движением: в самом центре города грохочет старомодный трамвай, загромождающий и без того неширокую проезжую часть. Но есть забравшийся на косогоры район Стршешовице, где в садах стоят двухэтажные домики и улицы обсажены краснолистым, похожим на брюссельскую капусту клёном.

Когда-то я перевёл у Незвала: 'Мы на Златой уличке сидели в домике у друга моего'. Злата уличка оказалась и впрямь улочкой, а каждый домик - не выше человеческого роста. Но как эти домики раскрашены! Не выкрашены, а именно раскрашены: краска положена неравномерно - где гуще, а где жиже. Кажется, что эту детскую улицу раскрашивали дети.

Понятно, что именно в городе с подобной улочкой и должен жить такой художник, как Трнка. Нам показывали его дом на Малостранской, под Карловым мостом. Мы увидели узкий рукав Влтавы, куда выходят почему-то парадные двери некоторых домов. Это удобно для мальчишек, которые катаются на байдарках. Было тут, конечно, и большое мельничное колесо никому уже не нужное, но ведь больше не нужны на домах и изображения кошек, собак или птиц, заменявшие в средние века номера домов.

Неподалёку от городка Домажлице есть ходский музей. О ходах, или псоглавцах, стерёгших в старину границу Чехии, об их восстании я рассказывать не буду - у Алоиза Ирасека об этом целый роман. Музей этот замечателен своим сельским простодушием. По музею вас водит старушка в старинном ходском наряде. Если вы ей понравитесь, она споёт вам забытую песню и заведёт часы с органчиком. Часы эти стоят в комнате с выскобленным добела дощатым полом и с печью из цветастых изразцов. Всё в этой комнате: и деревянная кровать, и стол, и тарелки на стенах, и маленькие окна - такое же, каким было столетия назад. И старушка, несмотря на свои очки, начитанность и учительский диплом, тоже почти такая же: видно, что и монотонное пение и платье это для неё совсем не театр.

Путеводитель может более или менее точно предсказать, что тебя впечатлит, но из него не вычитаешь, что тебя может тронуть, а ведь это, пожалуй, важнее.

 

На главную страниу