Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ДИАЛОГ О ВДОХНОВЕНИИ

 кто ваш герой?

   Пять десятилетий комсомольской истории - этапы нравственной биографии молодого человека нашего государства, О том, чем питает эти годы сегодняшний поиск художника, размышляют лауреаты премии Ленинского комсомола Витаутас Жалакявичус и актёр Алексей Баталов.

   ЖАЛАКЯВИЧУС. Для человека, собирающегося рассказывать о молодёжи, тематический диапазон практически не очерчен. Рубеж возраста, на мой взгляд, проводят не годы, а сужение "номенклатуры" интересов. Молодого человека интересует всё. С возрастом круг интересов сжимается, подвластный сделанному в жизни выбору.

   Таким образом, говоря о молодёжи и с молодёжью, ты можешь говорить о всех главных чертах времени.

   Двадцатые - тридцатые годы комсомола непосредственно не вошли в мою биографию: я и мои сверстники жили в буржуазной Литве. Поэтому, боюсь, я не решился бы посвятить целый Фильм этой тематике. Однако двадцатые годы Советской страны в моём представлении - одна из самых; бескорыстных, честных эпох истории человечества. Людей монолитных, прямых чувствований, отрешённость от личных благ во имя идеи - качества, которые и поныне могут быть эталонными. Поэтому и для меня эти годы остаются нравственным мерилом моих героев, как это было фильме "Хроника одного дня".

   БАТАЛОВ. Я никогда не задумывался над тем, что играю молодых людей разных поколений. По возрасту они всегда были моими сверстниками, их интересы, мысли, черты оказывались близкими и мне. Это люди одержимые, боровшиеся за то, что было смыслом жизни народа.

   ЖАЛАКЯВИЧУС. В тридцатые годы идейным и моральным водоразделом для мира была Испания. Она поставила людей в разных странах перед необходимостью выбора, по какую сторону баррикад он стоит. Кстати, в буржуазной Литве, откуда ушло в интербригады много бойцов, он в то же время поддерживался правительственно-официальный пиетет франкизма и в молодёжи разжигались фашистские убеждения и инстинкты. Я коснулся исламской темы в той же "Хронике".

   БАТАЛОВ. Так уж получилось, что на мою долю выпали герои военных и послевоенных лет.

   Мне очень близок Борис Бородин из "Летят журавли". Его судьба могла быть и моей, если бы он был старше на несколько лет. Рассказать о жизни и подвиге юноши призыва военного времени было для меня нравственной необходимостью.

   Если бы Борис вернулся, он мог бы стать музыкантом, поэтом, а может, и физиком, как Дмитрий Гусев из "Девяти дней одного года". В сущности, в их характере много общего. И прежде всего - активная честность. Гусев тоже солдат - солдат науки. Прокладывая путь в незнаемое, он жертвует собой во имя служения человечеству.

   Но мне очень дороги и герои, созданные на экране Николаем Баталовым. Вспомните начальника колонии Сергеева из "Путёвки в жизнь", Лациса из "Трёх товарищей" - молодых людей тридцатых годов. Несмотря на то, что эти герои отдалены от нас десятилетиями, они живут по тем же нравственным принципам, что и наши молодые современники.

   ЖАЛАКЯВИЧУС. Да. Лучшие черты характера молодёжи во всех поколениях повторяются. Но мне всегда хочется определить, на что они направлены в тот или иной исторический отрезок. Сороковые годы в моей работе - фильм "Никто не хотел умирать". Для того поколения Литвы это приход к истинному пониманию патриотизма.

   Пятидесятые годы поставили нас лицом к лицу с проблемами, решение которых требовало бескомпромиссной пристрастности. Невозможность роли стороннего наблюдателя в историческом развитии всей истории занимала меня и моих героев в фильме, о котором я .уже говорил, - "Хроника одного дня".

   В последние годы я написал несколько сценариев, в которых пытался осмыслить какие-то черты времени и пружины, движущие современными отношениями в мире. Это попытка постижения истоков, глобальных форм нетерпимости - социальной, расовой, политической - всего, что толкает человечество к катаклизмам.

   БАТАЛОВ. Если бы актёры могли оставаться в выгодном для каждого возрасте, боюсь, что большинство из них доказывало бы своё право на "молодых героев". Я не сыграл Ромео, уже никогда не могу попробовать Хлестакова, не буду Чацким. Но в кино мне всё-таки повезло. Я играл роли, которые мне нравились, а главное, работал с людьми, которые отдавали свой талант, свои силы, чтобы поступки героев, их слова, записанные в сценарии, оказались живыми и волнующими.

   Витаутас Жалакявичус. Кинорежиссёр и сценарист. За фильм 'Никто не хотел умирать' удостоен Государственной премии СССР и премии Ленинского комсомола.

   Алексей Баталов. Сыграл в двенадцати фильмах. Заслуженный артист РСФСР, режиссёр. Лауреат премии Ленинского комсомола.

  

Н глвную страницу