Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Пристрастия скрипки

Рассказывает Виктор ТРЕТЬЯКОВ

...ОТВЕТСТВЕННОСТЬ... чувство ответственности, настоящей, столь же почётной, сколь и трудной. Я испытал это, став победителем состязания скрипачей на Международном конкурсе имени Чайковского. Хочу пояснить передуманное с тех пор неоднократно. Как-то незаметно, но прочно канула в вечность эпоха вундеркиндов. Может быть, два последних слова рядом не очень звучат, а ведь действительно это была эпоха.

Было время, когда на эстраде под шумные аплодисменты царили юные дарования в коротких штанишках, беспечные, как соловушки. Их больше нет, почти нет. И вместе с тем мы должны констатировать, что место настоящего музыканта-исполнителя в большой музыке теперь определяется, когда ему где-то около двадцати. Так было с моими коллегами. Олег Каган - интеллектуал, музыкант, которому удаются столь разные стили.

   Затем 'неистовый романтик' Владимир Ланцман. И еще мне хочется назвать блестящую, остроумную Лиану Исаакадзе рядом с виртуозной Ириной Бочковой.

   Естественно, я назвал скрипачей, да и лишь тех, кого лучше знаю. А уж если говорить о поколении вообще, то, пожалуй, чувство ответственности присуще ему больше всего. Публика без энтузиазма теперь воспринимает чистую виртуозность. Время диктует гражданственность искусства. Сцена - трибуна, зал - митинг, музыка - речь, обращённая к людям. В двадцать лет мы должны не только хорошо играть. Мы должны знать и решить для себя абсолютно точно, что мы хотим сказать играя. Моё поколение - публицисты в музыке. И именно осознание этого обстоятельства делает музыкантов моего поколения серьёзными, ищущими.

...ОЗАБОЧЕННОСТЬ... может быть, то, что я уже сказал, не очень ясно, я многое для себя еще до конца не уяснил. Но продолжаю стоять на том, что музыкант теперь в двадцать лет или уже готовый артист, или же надо менять профессию, пока не поздно. И вот конкурсы... Их стало невероятно много. Они, безусловно, полезны. Позволяют как-то сравнить национальные школы, сближают молодёжь. Но создалось, положение, при котором международное лауреатство стало едва ли не единственным путём к возможности концертировать. Мне не представляется единственно правильным этакий принцип - принцип 'естественного спортивного отбора'. Думаю, рано или поздно возникнут так же просто музыкальные фестивали молодёжи, где будет царить атмосфера праздника искусства, а не состязания только. И там наши прославленные, маститые без конкурсной суеты, без подсчёта очков и фальшивых нот смогут решить, 'кто есть кто' в мире молодой музыки, кто её будущее.

   Виктор Третьяков, студент Московской консерватории. Победитель конкурса имени Чайковского, Лауреат премии Ленинского комсомола

Монолог записал Анатолий Агамиров

  

Звуковая страница 9 - Монолог скрипки. Играет В.Третьяков. Юмореска; Подражание Альбениксу (Р.Щедрин), партия ф-но М.Ерохин.

На главную страницу