Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

золотые планки

Гармонь известна в России уже более ста лет. Пришла она из Европы, сразу и навсегда полюбилась. Особенно хороша была гармошка для плясовых песен и частушек. Отцами первых русских гармоник были тульские оружейники. Они не просто скопировали иноземную диковину, а сделали свой инструмент. Тоны, что раньше получались при растягивании мехов, стали звучать при их сжимании, и наоборот. 'Гармонный промысел' в Тульской губернии стал чуть ли не главным. В разных слободах изготовлялись разные детали: в селе Мяснове и Чулковской слободе - гармонные ящики, в деревне Никитиной наклеивали гармонные планки...

Позже появилась саратовская гармошка с двумя колокольчиками, череповецкая 'черепашка', а в городе Ливны - 'ливенка'. Вятские гармошки приспособились сопровождать татарские, марийские и чувашские песни. А кроме того, были ещё 'смоленская немка' и 'елецкая разладная'...

   Вечная спутница песни, частушки, певучего перепляса и героического марша, гармоника имела своих выдающихся исполнителей. Известный балалаечный маэстро Василий Васильевич Андреев считался и замечательным мастером игры на звонкоголосых планках. Одна из петербургских газет в конце 80-х годов прошлого века писала о концерте прославленного музыканта: '...г.Андреев из своей крошки-гармошки извлекает чисто скрипичные звуки и блестяще справляется со всевозможными техническими трудностями, так что его игра, поражая своей оригинальностью, вместе с тем может доставлять высокое наслаждение самому строгому меломану'.

   Русская гармоника универсальна. 'В гармонике таится всё то, чем богата музыка', - говорил А.В.Луначарский. Не теряя музыкальных свойств и достоинств, гармоника может выступать в качестве сольного инструмента и ограничиться скромной ролью аккомпаниатора.

   Вот строки из 'Чапаева' - свидетельство писателя Д.Фурманова: 'Едва умолкли последние слова последнего оратора... как грянула гармошка. Откуда он, гармонист, когда взгромоздился на эстраду - никто не заметил... И что же грянул? 'Камаринского'... Да такого разудалого, что ноги затряслись от плясового зуда. Чапаев выскочил молодчиком на самую середину эстрады и пошёл, и пошёл... Потом весь день... только и разговору было, что про веселый митинг-концерт'.

   Сила воздействия гармоники на человеческие сердца лежит в доступности, в любви народа к её звонкому голосу. Она одинаково раздольно звучит на знаменитых эстрадах и на сельских улицах.

Н.ЧЕРНИКОВ

  

Звуковая страница 7 - Русские гармошки. 'Частушечные переборы', 'Пыль клубится по дороженьке', 'Саратовские переборы', 'Полька калужская'.

На главную страницу