Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

КЛЮЧ К ОБРАЗУ

(окончание, начало на пред. странице)

... Мы собирались на знаменитой поляне у берега моря в тёплые, летние вечера и музицировали. Звенела гитара, и мы все вместе с бабушкой и мамой танцевали и пели - пели что-нибудь из городского фольклора и народные песни. И я с детства привык ценить два главных качества грузинских песен: красоту звучания и чистоту интонации. С этим я вошёл в жизнь.

            - Это с самого начала была жизнь музыканта?

          Соткилава: Нет. Я окончил горно-геологический факультет политехнического института по специальности горного инженера. В консерваторию меня затащили, можно сказать, насильно. Сначала я попал к педагогу, который решил, что у меня баритон, и так продолжалось 2 года, но потом я поросился в класс к Давиду Андгуладзе. Он определил, что на самом деле у меня тенор, и сделал не только это. Он открыл мне двери настоящей музыки.

            Пожалуй, именно с него мне начало везти на встречи с интересными людьми.

            - Вы можете продолжить список этих людей?

          Соткилава: Конечно. Следующим был Отар Васильевич Тактакишвили. Он связал меня со своими сочинениями, уходящими в глубь грузинской народной мелодии, наших напевов. Я спел его 'Мегрельские песни', пел в его опере 'Миндия', пел в его 'Похищении луны' (уже в Большом театре). Но раз уж я коснулся своей жизни на оперной сцене, то не могу не сказать об 'итальянском' периоде учёбы и работе с миланскими педагогами.

            - Кто они?

           Соткилава: Маэстро Деннаро Барра - специалист по вокалу, он проходил со мной оперные партии. Вторым был Энрико Пьяцца - ученик Тосканини. Они преподали мне науку пения, я бы сказал, целую систему вокального воспитания.

            - Трудное, видимо, дело:

           Соткилава: Трудное, тонкое и до известной степени 'Тёмное'. Вернее, некоторые педагоги видят его таким, но их следовало бы отлучить от этой настоящей сложной дисциплины. Суть дела состоит в том, что иногда кажется, будто к мастерству ведут тысячи путей. На самом деле правильный путь - один. Надо быть поближе к этому пути. Тогда талант сможет выразить в пении душу, интеллект, сообщить залу биение своей горячей крови:

            - Вы много пели в Италии и, судя по прессе, сумели завоевать сердца итальянцев:

            Соткилава: Об этом не мне судить: Правда, они оказали мне честь, избрав почётным членом Болонской Академии искусств. Мне, как иностранному певцу, был вручён диплом за номером 7. Неловко об этом говорить, но это значит, что с 1615 года нас, зарубежных вокалистов-академиков, набралось всего 7 человек.

            - Это та академия, куда после известного экзамена был принят Моцарт?

            Соткилава: Да, та самая, но, естественно, Моцарт, Мысливечек, наши Березовский и Фомин 'проходили' по разделу композиторов. От одного соседства с этими именами холодок по спине пробегает: Между тем я сказал бы, что для меня этот титул - рабочий: в Италии я часто пою в русских операх. Одна из любимых ролей - Андрей в 'Хованщине'.

            Упоминаю здесь об этом только потому, что хочу спеть эту партию в Большом театре. Нет для меня сцены дороже. Это мой родной дом. Здесь я пережил счастливейшие моменты в своей жизни - такие, как работа над 'Отелло' с дирижёром Е. Светлановым и режиссёром Б.Покровским, когда мне казалось, что ничего у меня не выйдет, что я - на краю пропасти. Роль представлялась сплошным мучением, но это-то и было, вероятно, самым прекрасным моментом труда - такое трудное движение к цели.

            - Ваши желания, планы:

            Соткилава: Это вещи разные. Мне очень хочется спеть настоящую, сильную партию в опере советского композитора. Это моя пламенная, но пока не осуществлённая мечта. Хотя вот сейчас блеснула надежда: я буду петь в новой опере Г.Канчели по либретто Р.Струруа 'Победа музыки' (условное название), посвящённой нашим воинам - участникам Великой Отечественной войны. Ещё учу партию Лоэнгрина, зачитываю 'до дыр' вагнеровский клавир, ищу ключ к этому образу. Впереди - роли Ленского и Германа, герои других наших отечественных опер.

Беседу вёл  А. Гальперин

Фото А. Лидова

На пятой звуковой странице вы услышите фрагмент прощания Турриду с матерью из оперы Масканьи 'Сельская честь' и арию Каварадосси из оперы Пуччини 'Тоска' в исполнении народного артиста СССР Зураба Соткилавы.

 

                

На главную страницу