Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ВЕСЁЛЫЕ МЕМУАРЫ

 О ЮМОРЕ

В

 детстве, когда мне приходилось слышать, как взрослые разговаривают со своими друзьями (я имею в виду старшую сестру Мусю и брата Ивана), я быстро усваивала их шутки. Например, девочки-подруги, если одна из них или мальчик уступали место, передавали или подавали книгу, благодарили так: 'Тронута, двинута, перевёрнута, опрокинута!' Мне казалось это так смешно, и я старалась повторить это своим маленьким товарищам. Они не понимали, а я воображала, какая я взрослая - понимаю.

            Если брат читал, а ему загораживали свет от лампы или окна, он говорил: 'Исчезни! Не всякая пустота прозрачна!' Меня это приводило в восторг: как это придумано! Конечно, пустота должна быть прозрачна, например, графин, а вот нет - я загораживаю ему свет! И я скорее исчезала, а Иван продолжал читать. Но как-то раз так случилось с сестрой Мусей, и он повторил эту фразу. Я была довольна: сейчас она скорее отойдёт. А Мария осталась на месте и друг произнесла: 'Не всякая острота удачна!'

            Как здорово! Так сумела ответить! Но Ваня поднял голову и сказал её: 'Для такой пустоты хватит этой остроты!' Сестра замолчала, а я ликовала и радовалась, что Иван так прекрасно, смешно придумал ответить и победил. А потом я одна, сама себе, повторяла: 'Не всякая пустота прозрачна! Не всякая острота удачна! Для такой пустоты хватит этой остроты!'

            У нас в последние годы юмор стал модным. На каждом шагу можно услышать о чувстве юмора.

            Доходит до ужаса: продавщица, вешая огурца, разговаривает со старым человеком очень грубо. Гражданин спрашивает: 'Почему вы так неуважительно разговариваете с покупателем?' Продавщица смело и независимо говорит ему: 'А в чём дело? Я ведь вас, кажется, не обзываю?! У вас нету чувства юмора'.

            Ну вот. У меня это чувство есть. И моя работа всю жизнь посвящена юмору. Часто и в жизни приходилось прибегать к нему, чтобы не заплакать. Просто он было с нами постоянно. Были люди, чьи шутки и остроты повторялись, передавались, вызывая смех и улыбки. Бывал даже 'гамбургский счёт' - кто самый остроумный в этом году. Прельщало и удивляло тонкое понимание смешного, блеск неожиданных поворотов мысли. Это была атмосфера нашей жизни. Мы работали, дружили, ценили острое слово, смеялись друг над другом и зло и добродушно, не забывая высмеять себя в первую очередь, ну - во вторую. Чувство юмора было дано нам как зрение, слух, осязание.

            Были Н.Эрдман, М.Вольпин, И.Ганф, Д.Гутман, В.Типот, И.Ильф, Е.Петров, Е.Шварц, В.Масс. Ещё появился Никита Богословский, который был моложе всех нас, тоже молодых. Он обладал удивительной лёгкостью, быстротой реакции в разговоре. В него влюблялись все - мужчины и дамы. Даже А.Н.Тихонов, человек солидный, дружил с ним, вызывая нашу ревность (ревновали Тихонова). А потом остроумие стало его второй профессией, правда, именно тогда в остротах появилось некоторое количество брака. Притом Богословский всегда оставался прекрасным композитором-песенником. Для нашего театра им была написана прелестная маленькая опера 'Усы'. Других его опер я не знаю. Когда-то Сергей Эйзенштейн сказал: 'Если считать, что каждый человек похож на какого-нибудь зверя, то Богословский, по-моему, похож на горжетку'.

            Так все годы нашей жизни мы, те, кого я упомянула, и многие-многие другие шли рядом. Мы - совсем разные, но были все интересны друг другу. И юмор у каждого был какой-то особый, свой.

            У Виктора Ардова всегда были готовы целые серии острот. Вы не успевали сказать ни слова, а на вас сыпался град ударов, как у отличного боксёра: удар, удар, хук справа - и вы в нокауте. При этом В.Ардов изучал природу смешного, коллекционировал юмор, знал наизусть страницы Ф.Горбунова, Н.Теффи, А.Аверченко и всегда мог рассказать что-то, чего не знал никто. В этом отношении соперничать с ним мог только Иосиф Прут или Зиновий Паперный.

            В.Типот любил играть словами. Его спрашивали про новую нашумевшую премьеру: 'Вы видели 'Конец Криворыльска'?' - 'Что вы! - отвечал он. - Я ещё даже начала не видел!'

            Однажды к Типоту приехала сестра из Ленинграда, учёная-литературовед. Типот устраивает её ночевать у себя. Нади (жены) нет дома. Виктор Яковлевич неумело постилает постель, достаёт из комода наволочки и т. д. Лидия Яковлевна, человек скромный и застенчивый, говорит ему: 'Слушай, Виктор, ты брось возиться. Мне всё равно как спать. Я могу ночевать хоть на гвоздях'. Типот останавливается посреди комнаты с одеялом и подушкой в руках и говорит: 'Ну, милая моя, это ты брось! Где я тебе ночью гвоздей достану?!'

            В ресторане ЦДЛ В.Типот спрашивает официанта: 'Ну, что можно съесть повкуснее?' Официант предлагает: 'Есть судак в тесте'. (Раньше назывался судак-орли, но в борьбе с преклонением перед Западом все иностранные названия заменили русскими). Типот задумчиво: 'Судак в тесте! Странно: У моего друга, я знаю, есть тесть в Судаке: Нет, не пойдёт в тесте'.

Рина ЗЕЛЁНАЯ,

народная артистка РСФСР

На  фото: Рина Зелёная в фильмах 'Про Красную Шапочку', 'Приключения Буратино', 'Телеграмма', 'Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона'.

На седьмой звуковой странице - в исполнении актрисы фрагмент фильма 'Подкидыш', стихотворение С.Михалкова 'Мой рисунок', песенка черепахи Тортиллы из телевизионного фильма 'Приключения Буратино', отрывки из записной книжки.

 

                 

На главную страницу