Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ОТ ПРОШЛОГО ДО БУДУЩЕГО - РУКОЙ ПОДАТЬ

(окончание, начало на стр.6)

...ской' неустойчивости мозгов и чувств, зыбкости оценок, а учёные 'спокойно' открывали перед ним грандиозные, как звёздное небо, картины бытия. Эти эманации и флюиды науки и привели в конце концов Толстого в физику.

- Кто-то сказал,- продолжал он,- что занятие наукой - способ удовлетворения за государственный счёт собственной любознательности. Она всегда отличала хомо сапиенса. Инстинктивное чувство. А второе - импульс, если хотите, спортивного толка. Ведь человеку свойственно доказать себе и другим, что он способен быть молодцом, попытаться прыгнуть повыше. Существование Эйнштейна, Бора, Курчатова, Вавиловых возвышает человека и вызывает желание совершить то, что делает каждая порядочная собака, а именно: она срывается с места и бежит за велосипедом или мотоциклом, она лает и машет хвостом, показывает, что тоже умеет бегать, хотя велосипедист или мотоциклист её обгоняют.

Такие, как Эйнштейн и Вавиловы, обгоняют нашего брата, но пробежаться и полаять приятно! Чувствуешь, что ты хоть что-то, да можешь!   Это относится и к преподаванию. Психологи различают натуры 'уединённые' и натуры, повернутые к людям, к внешним контактам. Последние как раз и любят учить людей, 'нести свет' - я из этого числа. Конечно, приятно, когда ты видишь, как загораются глаза у твоих студентов, как они ёрзают на скамьях, спеша в перерыве задать тебе вопрос...

-  Спеша превратиться поскорее в собаку, бегущую за трамваем?

- А вы неточно цитируете, - срезал меня Никита Алексеевич, - я же сказал не за трамваем, а за мотоциклом или велосипедом. Ведь за трамваем или за поездом собака, извините за невольное сравнение, никогда не побежит. Такой транспорт для неё - слишком грандиозный объект. Переключаясь на людей, скажу, что в своё время молодёжь рвалась на физфаки, поближе к атому. Это было начало. Каждый мог ответить на вызов дня. Каждый мог проявить себя. Но в последнее время на эти факультеты молодёжь идет не очень-то прытко. Потому что 'электричка' грохочет, обгоняя тебя, бегущего, и ты можешь быть в этом предприятии 10-м помощником 14-го заведующего при 15-м начальнике. Человеку трудно работать в режиме улья... Конечно, реализация идеи - дело коллективное, но все подлинно ценное совершается прежде всего в мозгу одного человека. Только этот мозг должен трудиться грамотно...

Когда он пригоршнями бросал мне эти ассоциации, я понял: проблема необычайно остра - как 'зажечь' человека и научить его грамотно мыслить, находить толковые решения.

- Никита Алексеевич, - сказал я моему собеседнику, - но ведь и вы сами учились у кого-то. Ведь чрезвычайно важен пример человека...

- Да, конечно, ответил Толстой. - Но я бы сказал так: важно почувствовать время и людей. Это, должно быть, самые необыкновенные вещи на свете. Кстати, первое заглавие 'Детства Никиты' гласит: 'Повесть о самых необыкновенных вещах'. Сестра моей бабушки Мария Леонтьевна Тургенева рассказывала мне о крепостном праве - в ту пору ей было 11 лет - до прошлого и будущего рукой подать! Возможно, моё острое ощущение времени идёт от отца, от 'историзма' его натуры. А другие примеры - два моих учителя - Михаил Александрович Бонч-Бруевич и Сергей Иванович Вавилов. Вот о том времени мы, если не возражаете, и поговорим на звуковой странице...■

Артём ГАЛЬПЕРИН

На третьей звуковой странице слушайте продолжение разговора с доктором физико-математических наук, профессором Никитой Алексеевичем Толстым. 

   

На главную страницу