Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

СВЕТ В ОКНАХ ДОМА  ШАЛЯПИНА

(окончание, начало на стр.5)

:Коровина, композитора Сергея Рахманинова, писателя Максима Горького... И только невежество недавней эпохи, с лёгкостью отказывавшейся от того, что ныне признаётся по праву величайшими шедеврами национального искусства, едва не уничтожило Дом (позволю себе написать это слово с прописной буквы), хотя память о когда-то происходившем здесь всегда жила, передавалась изустно, от отцов к сегодняшним поколениям. Филиал Музея музыкальной культуры имени М.И.Глинки - Дом Шаляпина открыт в сентябре 1988 года. И уже - аншлаг, уже - 'Билеты до конца месяца проданы', и заботы директора Дома-музея Н.Н.Соколова о том, как выдержит небывалый наплыв посетителей старинное московское строение...

В моей собственной коллекции немало документальных шаляпинских фотографий. Особо выделены среди них снимки Дома. Раскладываю их по годам, начиная с первых десятилетий века. Жилище певца, его семьи не поражает помпезностью убранства. Кабинет, гостиная, комнаты жены певца, Иолы Игнатьевны Торнаги, его детей; в быту - никакого 'шаляпинского' размаха, все предельно функционально, порой даже скромно. Вся эта запечатлённая на фотографиях обстановка мало вяжется с бытовавшими да и бытующими до сих пор представлениями об окружавшей певца непомерной роскоши, созданной на его 'чудовищные гонорары'. Достаточно вспомнить в связи с этим хотя бы такой факт: в 1914 году, дни трагического начала мировой войны, здесь, в одном из двух флигелей, 8 октября был на средства Шаляпина открыт лазарет для раненых 'нижних чинов' на 15 коек. Заведовал лазаретом доктор И.И.Красовский (его потомки живы), и там наравне со взрослыми работали все дети Шаляпина.

Может быть, когда Дом-музей певца твёрдо встанет на ноги, когда появятся возможности для расширения экспозиции, в неё войдут и те вещи, что довелось видеть в своё время в квартире И.Ф.Шаляпиной: осколки, пули, которые вынимали из раненых бойцов, косынки сестёр милосердия, коробки с хирургическими инструментами...

Музей певца открыт. Но невозможно сказать, что он уже раз навсегда создан: это дело не одного года. Уточняется и будет уточняться еще (живы дети певца - Татьяна, Фёдор) музейная экспозиция, в доме должен присутствовать самый дух Шаляпина, а рассказ о его драматической жизни (теперь опубликованы документы, свидетельствующие о вынужденном отъезде Федора Ивановича с Родины) не должен, конечно, завершаться 1922 годом. Ибо и после именно на этот адрес, в этот дом, приходили жене, детям письма певца, лейтмотивом которых был интерес к тому, что происходило на отчей земле, боль и тоска по родным, робкая надежда на перемены в судьбе.

...Сдержанный гул голосов, слова дочери певца Татьяны Фёдоровны, вспышки блицев, празднично начищенные прошлого века люстры, взгляд останавливается на чудной лепке потолка, мягко взяты аккорды на рояле, принадлежавшем Шаляпину... Музей открыт. Пусть станет счастливой новая жизнь старого московского дома. ■

Максим ИВАНОВ

 На шестой звуковой странице слушайте в исполнении Ф.И.Шаляпина романс Л.Малашкина и Г.Лишина 'О, если б мог выразить в звуке' и 'Клубится волною' из цикла 'Персидские песни' Антона Рубинштейна (стихи Мирзы Шафи, перевод Ф.Боденштедта, русский текст П.И.Чайковского).

   На фото: дочь Ф.И.Шаляпина - Татьяна (в центре) и супруга сына Шаляпина - Бориса Фёдоровича - Хельча Осиповна (справа) в окружении гостей Дома-музея.

 

ЗВУКОВЫЕ МЕМУАРЫ

ОТ ПРОШЛОГО ДО БУДУЩЕГО - РУКОЙ ПОДАТЬ

   Свидание с Никитой Алексеевичем Толстым в план моей ленинградской командировки не входило. Но лишь только я увидел его имя на афише фонда культуры, как тут же бросился к телефону. Конечно, и раньше приходилось слышать о громадной эрудиции этого известного физика - учёного и педагога. Но в дом на набережной реки Карповки я шёл все-таки 'под знаком' своей любимой в отрочестве книжки 'Детство Никиты', посвященной А.Н.Толстым своему сыну. На титульном листе стояло: 'Моему сыну Никите Алексеевичу Толстому с глубоким уважением посвящаю. Автор'.

   - Когда вышла книжка, мне же было три года! - смеялся Никита Алексеевич, - хотя в Берлине, где отец жил в эмиграции, специально для меня напечатали экземпляр с рисунками Каран д'Аша. Правда, эту книгу можно было бы иллюстрировать портретами или фотографиями персонажей, ибо все они реальные люди. Вот посмотрите, кстати, - Никита Алексеевич на минуту превратился в гида по собственной гостиной, - это портрет моей бабушки Александры Леонтьевны, матери отца. Её имя в повести не изменено. А Никита - это мой отец. Он страшно любил имя Никита и меня тоже назвал этим именем. Реальное лицо - Мишка Коряшонок, существовал, конечно, и учитель Аркадий Иванович. И вот, представьте, в 60-х годах лечу я в Мадрид на научную конференцию. Рядом в самолете незнакомая дама вдруг спрашивает меня: 'Никита Алексеевич, знаете ли вы, что мы с вами - дети героев одного и того же литературного произведения? Можете ли догадаться, кто я?'. Я стал чесать в затылке, но скоро сдался. Она говорит: 'Очень просто. Вы - сын Никиты, а я - дочь Аркадия Ивановича Словоохотова - учителя...'. И моя соседка рассказала мне, что, как и было предсказано в повести, Аркадий Иванович женился на своей невесте - тоже учительнице, пересёк меридианы революции, жил и работал, пока не попал в стальные шестерни сталинщины - злых лет... А вот его дочке повезло, она стала доктором наук, и мы вместе летели в Испанию. Естественно, свою судьбу имеют не только книги, но и люди...'

   'Своя судьба' была и у Никиты Алексеевича Толстого, была в том смысле, что из двух групп друзей отца, бывавших в доме, из круга артистического и из круга ученых, он выбрал людей науки, потянулся к ним. Как он говорил, ему очень не хотелось погружаться в стихию 'артистиче-

(окончание на след. странице)

На третьей звуковой странице слушайте продолжение разговора с доктором физико-математических наук, профессором Никитой Алексеевичем Толстым.

 

На главную страницу