Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ПРЕКРАСНОЕ В ПОДЛИННИКЕ

   'На протяжении недели ежевечерне    достопочтенная московская публика была свидетельницей необычайных по своей красоте сцен: нарядные факельные шествия сменялись аскетичными средневековыми процессиями; галантные кавалеры и прекрасные дамы, словно сошедшие с полотен мастеров Возрождения, представляли изысканные и гордые танцы того далёкого времени; взор поражали роскошный бархат их одеяний, струящийся шёлк вуалей, жемчуга и другие драгоценные каменья. А слух горожан в те чудесные   вечера   услаждали нежные созвучия диковинных инструментов прошлых эпох. В этом празднике искусства участвовали как наши талантливые соотечественники, так и знаменитости из разных заморских стран. Последние самым лестным образом отозвались о просвещённой московской публике, буквально штурмовавшей столичные концертные залы...'

   Это не цитата из какого-нибудь старинного издания, как мог подумать уважаемый читатель. Это воображаемая рецензия, этакий 'галантный модерн', который был бы уместен в журнале для знато-ков старинного искусства, если бы... хоть один таковой существовал в нашем необъятном Отечестве. И речь бы в этой рецензии шла не о событии ушедшей старины, а о том, что имело место в нашей с вами действительности - о четвёртом Международном фестивале 'Дни старинной музыки в Москве', где звучала музыка самых разных эпох - от XIII века до 30-х годов прошлого столетия. Это было аутентичное исполнение, то есть интерпретация музыки того времени только по подлинным текстам и только на инструментах того времени, когда жил тот или иной композитор. Во многих странах существует уже несколько десятилетий это мощное направление в музыкальной культуре.

   Впервые в мире во время московского фестиваля исполнялась в аутентичной манере музыка Глинки. Это была как бы деликатная беседа вполголоса при свечах. Такой новый Глинка вызывал любые ассоциации, кроме тех, которые мы привыкли связывать с именем основоположника национальной композиторской школы. В настоящий шок повергли нас Алексей Любимов (пианофорте), сопрано Татьяна Белякова и Прокофьевский квартет, исполнившие эту музыку.

Похожие чувства довелось испытать, и слушая трио Гайдна и Моцарта в интерпретации мировых звёзд аутентичного исполнительства - Амстердамского трио: Люси ван Даэль (барочная скрипка), Уотер Мюллер (барочная виолончель), Стенли Хоглэнд (пианофорте). Бетховенский сонатный ве-чер - и снова шок. Виолончелист Иван Монигетти и голландский исполнитель на пианофорте Лео ван Дузелаар заставили нас отказаться от своих прежних представлений о бетховенской музыке...

   Да, в течение недели московская публика действительно была свидетельницей событий необычайных. Были и непривычная музыка, и изысканные танцы эпохи Возрождения. Их представлял молодой литовский ансамбль 'Банкетто музикале'. Были и аскетичные сред-невековые процессии. Так начинал свой концерт ансамбль 'Городские музыканты' из Таллинна. Он оказался достойным соперником известным ансамблям, занимающимся григорианским пением.

   Были и 'Музыканты Лувра' из Парижа, с ошеломляющим блеском исполнившие оперу 'Любовь Рагонды' заново открытого недавно французского композитора Жана Мурэ. Были и отчаянно-лихие интерпретации испанской музыки XIII века 'Дюфаи-коллективом' из Лондона; скрупулёзнейшим образом продуманные и одновременно невероятно одухотворенные барочные композиции известных нам таллиннцев из 'Хортус музикус'; и открытие неведомого для нас жанра, который, оказывается, живёт-поживает в Европе со времен Гайдна и Моцарта,- оперного театра марионеток. Могу уверить, что после представленных амстердамским театром 'Деревянные комедианты' опер Моцарта 'Бастьен и Бастьенна' и 'Директор театра' их постановки на обычной сцене показались бы вам алогичными.

Глава фестиваля Иван Монигетти, глядя на нас с потухшим взором, говорил: 'Все это прекрасно, но, вероятно, в последний раз'. Почему? Да потому, что слишком много у нас людей, склонных рас-ценивать подобные мероприятия, как пир во время чумы. Какая, мол, чушь - покупать старинные инструменты, устраивать кукольные потехи в то время, когда... Но люди в любое лихолетье тянутся к прекрасному, тем более если оно в подлиннике.  ■

О. ШАПОВАЛОВА

    На третьей звуковой дорожке - фрагменты испанской молитвы XIII века 'Дева Мария', сонаты ? 2 Бетховена и 'Разлуки' Глинки.

   Исполняют 'Дюфаи-коллектив' (фото на пред. странице внизу справа), И.Монигетти (на фото внизу слева) и Лео ван Дузелаар на виолончели XVIII века и пианофорте XIX века, А.Любимов - на пианофорте 1812 года.

   

Звуковая страница 3 - Фрагменты испанской молитвы XIII века 'Дева Мария', сонаты ? 2 Бетховена и 'Разлуки' Глинки. Исп. 'Дюфаи-коллектив', И.Монигетти и Лео ван Дузелаар на виолончели XVIII века и пианофорте XIX века, А.Любимов - на пианофорте 1812 года.

  .

На главную страницу