Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

НЕТ ПРОРОКА В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ?

    Какими думами украшен

   Сей холм давнишних стен

   и башен,

   Бойниц, соборов и палат!

   Здесь наших бед и нашей славы

   Хранится повесть! Эти главы

   Святым сиянием горят.

   Проникновенные строки о Кремле и Красной площади поэта прошлого века Н.М.Языкова удивительно точно передают трепетное отношение россиян к древней столице. По-другому, профессиональным стилем сказал об этом же архитектор А.Э.Гессен: '...если, представляя себе архитектуру древнего Новгорода, мы видим прежде всего образ Софии, а Пскова - маленькие, как бы вылепленные простые белые церквушки, то образ Москвы связан у нас прежде всего с многоглавым живописным конусом Василия Блаженного. С этим образом мы рождаемся и живём, он всегда покоряет собой и чужестранцев, хоть однажды посетивших Москву'.

   И, казалось бы, когда в апреле 1990 года стало известно, что ЮНЕСКО включила Кремль и Красную площадь в 'Список всемирного наследия', газеты и журналы, радио и телевидение должны были бы не поскупиться информацией о многовековой истории Отечества, связанной с холмом 'давнишних стен и башен', а также о тех, кто сохранил для потомков архитектурные сокровища каменной летописи. Однако, кроме скромного сообщения ТАСС, других публикаций что-то не встречалось (журнал 'Москва' - исключение).

   Решения ЮНЕСКО могло бы просто не состояться, если бы не гражданский подвиг немногих архитекторов, которые вопреки стремлению поскорее  'убрать  исторический мусор площадей' болели за 'Небесный град', старались сберечь творение древних зодчих - подлинные документы эпох минувших, а стало быть, памяти народной. Одним из них был Пётр Дмитриевич Барановский, с именем которого связывают, в частности, и сохранение Храма Покрова на  рву, известного более как Собор Василия Блаженного.

   Не ищите имени этого выдающегося человека, основоположника русской практической школы ре-ставрации, в различных энциклопедиях, хотя там непременно присутствуют имена тех, кто в 30-е годы смотрел на Красную площадь и Кремль 'как на нечто требующее улучшения'. По их мнению, здание Исторического музея 'можно разрушить, а ГУМ частично реставрировать' (А.В.Щусев). А некий его коллега полагал, что если Исторический музей ликвидировать и поставить там монумент, 'то это будет интересная вещь'.

   Планы 'перелицовки' Красной площади замахивались на большее. Предполагалось Собор Василия Блаженного взорвать, дабы он не закрывал перспективу и не мешал демонстрантам спускаться с площади к мосту цельной колонной. П.Д.Барановский воспротивился этой чудовищной затее: 'Я не хочу, чтоб меня проклинали потомки'. И поплатился тремя годами лишения свободы.

   Подвижничеству Петра Дмитриевича обязаны спасением и храм Рождества Богородицы в Старо-Симонове, обитель Андрея Рублёва и белокаменное чудо - Спасо-Андрониковский монастырь, от самих стен которого и по сию пору 'пахнет ладаном и вечностью', и владычное подворье в Крутицах (что у Новоспасского моста в Москве), являвшееся заметным культурным центром Руси XVII века. А как не вспомнить восстановленную под его руководством загородную резиденцию московских князей и царей - Коломенское, когда-то снискавшее славу 'осьмого чуда света'?

   Да разве перечислишь все руко-творные жемчужины истории и культуры - храмы, крепости, дворцы, исследования и обмеры которых производил Барановский, разрабатывал проекты реставрации и вёл восстановительные работы! Это трудно сделать еще и потому, что до сих пор нет свободного доступа к архивам Петра Дмитриевича даже для научных сотрудников Государственного историко-архитектурного, художественного и ландшафтного музея-заповедника 'Коломенское', которые к 100-летию его рождения в 1992 году (ЮНЕСКО уже объявила о всемирном внимании к этой дате) хотели бы подготовить большую экспозицию о выдающемся зодчем.

   Правомерность такого желания естественна, так как именно Пётр Дмитриевич, добившись разрешения на восстановление Коломенского, проводил его реставрацию и в течение десяти лет был директором музея-заповедника.

   Многое могли бы рассказать о самом Барановском и гигантской работе, проделанной им, архивы, об уникальности которых достаточно убедительно рассказывает в книге 'Память' В.А.Чивилихин: '...сотни папок с проектами реставраций, экспедиционными отчётами, с чертежами, рисунками:

(окончание  на след. странице)

   

На главную страницу