К обложке 1:

    Она - плод коллективного труда ряда авторов, одобренный в ЦК КПСС. Фотограф Валентин Школьный (ныне он живёт в Австралии), нашёл на актёрском факультете ВГИКа фотогеничного студента, имени которого теперь не помнит, и снял его в профиль. Вкупе с художником-оформителем Ю.Кастельцевым (по-нынешнему дизайнером) и была создана эта художественная композиция.

                Вернуться на обложку 1

К обложке 2:

Это и есть она, отразившая тогдашнюю обстановку: . ←Кто тут внизу слева? Наведите мышку. Правильно. А 16 октября 1964 года в газете 'Правда' появилось следующее сообщение:

'14 октября с.г. состоялся Пленум Центрального Комитета КПСС.
Пленум ЦК КПСС удовлетворил просьбу т. Хрущёва Н.С. об освобождении его от обязанностей Первого секретаря ЦК КПСС, члена Президиума ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР в связи с преклонным возрастом и ухудшающимся состоянием здоровья.
Пленум ЦК КПСС избрал Первым секретарём ЦК КПСС т. Брежнева Л.И.'.

    В том же номере был опубликован и Указ Президиума Верховного Совета СССР 'Об освобождении товарища Хрущёва Н.С. от обязанностей Председателя Совета Министров СССР'.                

Напомним: содержание остальных полос этого номера и следующих выпусков 'Правды' было вполне будничным, словно ничего не произошло. Едучи в метро на работу, я видел, как люди разворачивали "Правду", проглядывали мельком первую страницу и переходили к спорту и погоде на последней. Народ безмолвствовал.

    Надо отдать справедливость поэту-трибуну Е.Евтушенко, который на одном из страшно модных тогда поэтических вечеров в Москве проорал свою "Качку":

"Качка! Застеклённые инструкции срываются с гвоздей.   
Качка!                                                                        
                                                        

О башку спидола стукается вместе с Дорис Дэй. Качка!   
Борщ, на камбузе томящийся, взрывается, плеща. Качка! 
К потолку прилип дымящийся лист лавровый из борща..." 

 

За что был подвергнут пристальному вниманию органов, но, помнится, не более того.
   

Было решено оставить Хрущёву дачу и квартиру на Ленинских (Воробьёвых) горах, охрану и обслуживающий персонал, а также установить пенсию в 500 рублей и закрепить за ним личный автомобиль. Я видел его в двух шагах в этом ЗИСе рядом с шофёром на Поварской (тогда ул.Воровского) напротив усадьбы Союза Писателей СССР,  где подрабатывал техником-радистом, и ошалело воскликнул:

- Никита!

- Сергеевич!! Здравствуйте !!!

Он даже головы не повернул.

Таким образом  Никита Сергеевич Хрущёв, ещё вчера Первый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Министров СССР, стал персональным пенсионером.
    Итак, основанный при нём "Кругозор" просуществовал в бытность Никиты Сергеевича главой Коммунистической партии и Советского правительства совсем недолго  - чуть более полугода из 28 лет своей журнальной жизни.

                    Вернуться на обложку 2

К странице 1:

    Легендарный Серго Орджоникидзе и Галина Михайловна Шергова... Вам такое сочетание имён кажется странным? Напрасно. Для нынешних слушателей, особенно молодых, и С.Орджоникидзе, и Г.Шергова, и упомянутый на пластинке М.И.Калинин, безгласный там по причине технической ограниченности (время пластинки 6 минут 42 секунды максимум) - все из одной эпохи. Все искренне говорили и искренне верили в сию минуту сказанное. Все они творцы и художники, кто - дела, кто - слова.

    Легендарный Днепрогэс... Я встретил в Интернете фразу "На трибуну поднимается знаменитый эколог с лицом  осетра, разбитым о плотину Днепрогэса". В те годы экологов, если они и были, на трибуны не приглашали. Это была Индустриализация.

    Юра Визбор, заходя в нашу редакционную комнату на втором этаже "Пятницкого утюга", иногда, увидев меня в одиночестве, заглядывал в угол или под ближайший письменный стол и озабоченно вопрошал: "А где котурны Галины Михайловны?", и мы ржали. Фраза оказалась провидческой. В этом можно убедиться, посмотрев в Интернете фильм Шерговой 2001 года "Старый патефон" про балерину Лепешинскую. В его конце все среднеазиатские республики СССР шагают на пуантах.

 

 Люся же Петрушевская пару раз при мне говорила ей восторженно: "Ах, как это вы умеете написать! Мне бы так...", что крупная публицистка естественно воспринимала как похвалу и зависть.  Петрушевской не очень удавались патетические ноты. Вечерами она выстукивала на принесённой из дома пишмашинке "Колибри" свои рассказы. Иногда читала их мне вслух, но я был в оценках прост и суров, как Эрнест Хемингуэй, и глобален, как Джон Родериго Дос Пассос. Такие были наши времена. Галина Михайловна прожила полных 93 года.

------------------------------------------------------------------------------------

Н.Нейч-1967, в 1964-м звукооператор ГДРЗ, а с октября 1966-го - студент журфака и редакционный кругозорский "референт по письмам".

                      Вернуться на стр.1

К странице 3:

    Если вы слышали эту песню в концертах Ю.Визбора, там малость иные слова: "18 разлук, 18 кручин, 18 надежд на рассвет голубой"... При визировании текста к автору возникли претензии: Какие кручины? Какие надежды на рассвет? Вы что? (К тому же Кручина это была фамилия "казначея партии", управделами ЦК КПСС, через много лет застрелившегося в дни путча). Так и возникло "18 разлук, 18 причин раздобыть в этом мире огонь голубой"...                                                               (Н.Нейч, монтировавший и сводивший этот репортаж на четырёх магнитофонах МЭЗ-28 и даже наговоривший в репортаже одно слово, нужное Визбору для прояснения суровой драматургии выезда в пургу).

                     Вернуться на стр.3

К странице 4:

            У Вучетича, как известно, был нервный тик: в разговоре время от времени он отворачивал голову в строну и судорожно клацал зубами. Мой знакомый звукооператор из радиокомитетской "передвижки" рассказывал: "Я же не знал, и подставил микрофон маленький, на удочке, именно с этой стороны. А он как хватанёт воздух зубами! Я перепугался: думал, он мне микрофон откусит! Мало ли что лауреат Ленинской премии... Предупреждать надо."

            Выпивавший с нами шофёр Миша Абрамов тоже расслабился: "Шолохов хороший человек был. Мне приятель, его шофёр, который его в Москве на ЗИСе возил, по секрету не раз хвастался: как ни привезу его [великого гуманиста] от бабы домой, даёт 25 рублей. По тем временам большие деньги. А бабам шубы дарил. Хороший человек, щедрый".  (Н.Нейч, студийный звукооператор первых номеров "Кругозора". Личный штамп ЦОЗ ? 202).

                     Вернуться на стр.4

К странице 9:

    С.Зинин - журнальный псевдоним Сергея Есина. "Знаешь почему Зинин? - спросил он меня как-то. - Мама у меня Зина, потому и Зинин". В тот год он, живший на Патриарших неподалеку от меня, во Вспольном переулке, купил большой холодильник ЗИЛ и пригласил помочь распаковать его, подключить и обмыть. Для тогда рядового репортёра, лишь будущего ректора Литинститута, это было событие. В процессе последнего действа меня обуяла зависть: я увидел на столе несколько старинных "Четьих Миней" в затёртых кожаных переплётах. Сергей перехватил взгляд и тут же предложил опрокинуть очередную стопку "за небывалый объём морозильной камеры"...  (Н.Нейч, недавний выпускник 112 школы близ Малой Бронной, тогда ещё не женатый звукооператор).

                     Вернуться на стр.9

К страницам 12 - 13:

    Насколько нам известно, это первая публикация голоса знаменитого разведчика Рудольфа Ивановича Абеля (его настоящее имя и фамилия Фишер Вильям Генрихович, 11.7.1903, г. Ньюкасл-на-Тайне, Великобритания, 15.11.1971, Москва). Пока под псевдонимом "Полковник три звёздочки" (погоны полковничьи помните?). С подачи Ю.Визбора в редакции материал звался "Полковник три косточки". Отчего так - покрыто мраком оперативной неизвестности. Окончание этой истории вы отыщете на стр.12-13 в номере 3 за этот же 1964-й год. Там на пластинке ? 4 целая радиопостановка.

                     Вернуться на стр.13

К странице 15:

    Сто против одного, что оба этих выдающихся музыкально-поэтических произведения (второе в ритме "советского менуэта") были созданы на заказ в противовес набиравшему тогда в СССР, особенно в городах, невероятную популярность рок-н-роллу (слышали на пластинке: "он - не иностранец"?). Мы с одноклассницей Леной Кудряшовой демонстрировали рок нашему классному руководителю Григорию Яковлевичу Дорфу-Шустеру - большому мастеру исполнения танго с ученицей. Будучи демократом, он оценил наше исполнение рок-н-ролла как "ничего себе, если бы не эти похотливые движения тазом" и умело показал, какие именно движения. Сегодня, 22 марта 2008-го, нашему любимому учителю английского и руководителю школьного радиоузла, приведшего меня на Всесоюзное радио и в "Кругозор", исполняется 86 лет. Наступит утро, я поздравлю его и узнаю, помнит ли он сей эпизод и танцуют ли его внуки "Ай лю-ли"...         P.S. Не танцуют. А эпизод (и не только) он, оказалось, помнит.

Н.Нейч-2003 в студии радиостанции "Маяк", ныне пенсионер, восстанавливающий со товарищи электронную версию "Кругозора".                             

                     Вернуться на стр.15

 

Заметки и комментарии 1964 ?1