Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Писать о Ленине

Эм.КАЗАКЕВИЧ

В дневнике Э.Г.Казакевича есть запись:

 'Всю мою жизнь меня больше, чем все другие люди на свете, интересовал Ленин. Вначале, в годы детства и юности, интерес этот был навеян взрослыми. Я не знал и не мог понимать Ленина, мне хватало веры в него, веры почти религиозной и не нуждающейся в анализе. Я не мог быть объективным. Начал узнавать Ленина я значительно позднее, когда мне было за двадцать и когда я с готовностью и непримиримостью молодого человека стал подвергать сомнению всё на свете, иначе говоря - проделывать в собственном мозгу опыт поколений, усвоенный мной раньше 'на веру'.

 И вот уже в зрелом возрасте Казакевич решился писать о Ленине. Он стал читать газеты, выходившие в июле - августе 1917 года, не только большевистские, но и меньшевистские, кадетские и иных толков, полные нападок и клевет на Ленина и большевиков, встречался со старыми большевиками-петроградцами. Потом поехал в Разлив, побывал в шалаше, разыскал Емельянова, у которого в доме на чердаке скрывался Ленин и который устроил маскировку с шалашом и сенокосом.

'Начиная свою работу, я точно знал, что трудность воплощения в литературе образа Ленина необыкновенная... Приступая к работе, я видел буквально глазами всю почти вогнутую крутизну этого замысла, всю многоступенчатость предстоящих препятствий. Я знал наперёд, что не могу исчерпать сокровища этого необычайно целенаправленного, изощрённого и чуткого интеллекта, сложнейший ход его мыслей, чаще всего слишком глубоких или же слишком злободневно-политических, чтобы они могли вполне войти в таинственные, изменчивые, чуть туманные края искусства. И всё-таки я рискнул'.

По поводу своей работы над повестью 'Синяя тетрадь' Казакевич писал:

'Самоограничение автора. Нельзя вмешиваться автору, когда герой - Ленин. Прямая ленинская речь, назло беллетристике. Но тогда все мысли, вызвавшие к жизни замысел, выходят из игры. Автор имеет перед героем одно преимущество: он знает, что было после 24-го года. Но использовать это преимущество он не имеет права, он сам отказывает себе в этом праве... Надо перевоплотиться в него хотя бы на мгновенье и узнать то, что знает он...'

'Как это трудно. Чтобы писать о нем, надо быть на его уровне. А так как это невозможно, то надо догадываться обо многом художнически...' 'Нужна абсолютная свобода при изображении живого Ленина. То, что рассказывается, могло и не быть в действительности; но оно могло бы и быть; более того, оно должно было быть'.

'Задача эта несколько проще в кино и в театре - не потому, что повесть о Ленине труднее написать, чем пьесу, а потому, что в пьесе о Ленине на сцену выходит актёр, загримированный под человека, которого мы любим. Увидев его лицо, походку, жесты, услышав милый нашему сердцу картавящий говорок, мы готовы многое простить, мы готовы примириться с несовершенством текста. Мы испытываем искреннее удивление и благодарность к чудесным людям, давшим нам возможность как бы видеть и слышать умершего гения. Литература не может дать эту иллюзию. Что же она может? Она может показать ход мыслей. Согласитесь, что, когда речь идёт о мыслителе,..

 

На главную страницу