Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ТЕАТР 'КРУГОЗОР'

КУКЛЫ И ЛЮДИ

Сергей ОБРАЗЦОВ

Фото А.Лидова

Если бы была создана история кукольного театра мира, она читалась бы как увлекательный исторический роман, в котором боги превращались в кукол, а куклы в богов. Куклам поклонялись и, предавая их анафеме, сжигали на кострах. Актёров, игравших куклами, презирали и - ставили им памятники. Полиция и церковь запрещали куклам появиться на улицах, поэты посвящали им стихи.

Куклы пересекали пустыни, горы, моря, страны. Итальянский Пульчинелла менял подданство, становясь французом Полишинелем, англичанином Панчем и русским Петрушкой.

Невозможно забыть глупого, хитрого, умного, наивного, злого Петрушку, с деревянной носастой головой и накрашенными глазами. Он был над ширмой, а за ширмой стоял последний могикан русского народного уличного представления Иван Афиногенович Зайцев. Во рту у Зайцева, прижатый к нёбу, лежал маленький серебряный пищик. Петрушка верещал высоким нечеловеческим голосом и бил всех палкой. Это было живое существо, с плотью и кровью, с душой и сердцем...

Иносказание как средство предельного обобщения всегда было и будет одним из приёмов литературы и театрального искусства. Любовь Будур и Аладина или Ивана-царевича и Красы Ненаглядной, изображённая куклами, становится такой прекрасной и такой чистой, какой она бывает только в самых прекрасных и чистых песнях. А как умеет кукла высмеять тупость бюрократа, ханжество, трусость! Высмеять, доведя характеристики образов до степени басенного обобщения.

Перед тем, как ставить пьесу, мы всегда думаем 'кому и зачем'. Незачем, например, десятилетним ребятам смотреть сатиру на детектив 'Мой, только мой'. Они его 'напрямую' смотреть будут, и получится от этого не польза, а вред. А если на этот же спектакль придут шестилетние, так они заплачут с испугу, когда в полной темноте начнётся гангстерская пальба. А взрослые в этом месте хохочут и аплодируют. Вечером - 'только для взрослых', хоть ничего 'неприличного' мы и не показываем.

Но всегда наши взрослые спектакли сатирические. Это и 'Необыкновенный концерт', и 'Под шорох твоих ресниц', и все те пьесы, о которых мы только мечтаем. Говорить о них рано, потому что родятся наши пьесы одновременно с рождением спектакля.

Несмотря на тридцатилетнюю историю Центрального театра кукол, нам, работникам театра, всё время кажется, будто мы только-только начинаем. Ставя новую пьесу, трудно и долго работаем с автором, спорим до хрипоты, радуемся, отчаиваемся и тысячу раз заново всё переделываем. Вот это-то и есть тот эликсир молодости, который не даёт нам остыть и держит всё время горячими и нашу веру и наши мечты.

Продолжение рассказа - на звуковой странице.

 

Звуковая страница 12. Куклы и люди. Рассказ о театре С.Образцова.

На главную страницу