Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ТИХО!.. ЧАПАЙ ДУМАТЬ БУДЕТ!

Андрей ЗОРКИЙ

Ординарец Петька выходит на порог штаба. Оглядев широкий двор, шумно и весело беседующих бойцов, он стреляет в воздух и кричит зычно, задорно, торжественно: 'Тихо, граждане! Чапай думать будет!'

До сих пор не могу забыть эту сцену. До сих пор завидую ликующему, чудному выстрелу, который оповещает: человек думает. Но ведь это сам легендарный Чапай думает! Да, Чапай. А разве не всегда так же ярко и приподнято должна входить мысль в кинокартину?

На экране 'задумался' человек. Есть бутафорские штампы, изображающие раздумья героя: приподнятая бровь, потираемый лоб, заваленная окурками пепельница... Если человек подходит к окну, машинально приоткрывает штору и смотрит в одну точку, значит, наверняка, он думает. Барабанит пальцами по столу - думает. Напевает себе под нос несуразную мелодию - думает. Размешивает ложечкой остывший чай - думает. Но подойди к нему вдруг малое дитя и спроси: 'Дяденька, а про что вы думаете?' - актёр растеряется. Он не знает, 'про что думает'. Мысль, как говорят в кино, 'за кадром'.

Но не слишком ли часто в фильмах она 'за кадром'?

Может быть, нам потому и неинтересно, когда на экране думают? Может быть, вернее, когда только целуются, выясняют отношения и, как говорили Ильф и Петров, куют чего-то железного?

'Мы ориентируемся на рядового зрителя',- любят говаривать кинорежиссёры, которые привыкли изображать мудрость посеребрёнными в гримёрной висками актёра, а ослепительный талант академика - сияющим рядом блестящих пуговиц на мундире.

Фото Е.Умнова

 

На главную страницу