|
|
ТИХО!.. ЧАПАЙ ДУМАТЬ БУДЕТ!
Андрей ЗОРКИЙ
Ординарец Петька выходит на порог штаба. Оглядев широкий двор, шумно и
весело беседующих бойцов, он стреляет в воздух и кричит зычно, задорно,
торжественно: 'Тихо, граждане! Чапай думать будет!'
До сих пор не могу забыть эту сцену. До сих пор завидую ликующему,
чудному выстрелу, который оповещает: человек думает. Но ведь это сам
легендарный Чапай думает! Да, Чапай. А разве не всегда так же ярко и
приподнято должна входить мысль в кинокартину?
На экране 'задумался' человек. Есть бутафорские штампы, изображающие
раздумья героя: приподнятая бровь, потираемый лоб, заваленная окурками
пепельница... Если человек подходит к окну, машинально приоткрывает
штору и смотрит в одну точку, значит, наверняка, он думает. Барабанит
пальцами по столу - думает. Напевает себе под нос несуразную мелодию -
думает. Размешивает ложечкой остывший чай - думает. Но подойди к нему
вдруг малое дитя и спроси: 'Дяденька, а про что вы думаете?' - актёр
растеряется. Он не знает, 'про что думает'. Мысль, как говорят в кино,
'за кадром'.
Но не слишком ли часто в фильмах она 'за кадром'?
Может быть, нам потому и неинтересно, когда на экране думают? Может
быть, вернее, когда только целуются, выясняют отношения и, как говорили
Ильф и Петров, куют чего-то железного?
'Мы ориентируемся на рядового зрителя',- любят говаривать кинорежиссёры,
которые привыкли изображать мудрость посеребрёнными в гримёрной висками
актёра, а ослепительный талант академика - сияющим рядом блестящих
пуговиц на мундире. Фото Е.Умнова |