Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Неумолчная память

Лев КАССИЛЬ

Зрительную память, точную и нелицеприятную, история обрела в фотографии - сперва неподвижной, а затем получившей возможность запечатлевать и течение времени, оживающего в киноленте. Но память о минувшем долго оставалась немой. Люди пока не обладали волшебным даром хранить голоса.

Интереснейшая 'биография говорящей машины' началась ещё в средневековье, с 'говорящей куклы', сконструированной епископом Альбертом Великим и вызвавшей возмущение схоласта Фомы Аквинского. Будущий святой в ярости разбил 'кощунственную' машину вдребезги. Машина, которую в 1841 году сделал часовщик Фабер, удивляла современников, имитируя человеческую речь. Шаг за шагом, по сложным, запутанным дорожкам, подчас сбиваясь с уже как будто бы найденной верной тропочки и снова обретая точное направление, пробиралась неутомимая человеческая мысль. Но пока хитроумные устройства по механической шпаргалке управляли обыкновенными инструментами вроде 'Оркестриона', автоматических пианино типа 'Вельта-Миньон'.

Эра запечатлённого звука началась замечательным открытием Томаса Алва Эдисона, которому мы обязаны появлением первой 'говорящей машины', действительно воспроизводящей голос человека. То был фонограф.

Граммофон, триплофон, флорофон, оксетофон, патефон, наконец, магнитофон. И сейчас, как известно, тонкий диск грампластинки, около девяноста лет назад заменивший собою валик фонографа, мирно соседствует с лентой магнитофонной записи.

О том, как человечество обрело дар воспроизводить и хранить звучание, рассказывает книга Л.Ф. Волкова-Ланнита 'Искусство запечатлённого звука'. Увлечённо повествует автор, сам неутомимый коллекционер грампластинок, о 'звучащей летописи культуры', рассказывает, как был записан голос Льва Толстого, как в едва видимых витках граммофонной пластинки остался жить прославленный бас Шаляпина, как энтузиасты по чрезвычайно несовершенным записям фонографа восстановили для нас неповторимую манеру Маяковского, читающего стихи. И ещё о многом и многом говорит не только отличный знаток запечатлённого звука, но и пламенный его почитатель.

Рисунки Ю.Соостера

 =======================================================================================

В НОМЕРЕ:

1.  Разговор с молодым современником. Говорят: В.И.Ленин, М.И.Калинин, А.В.Луначарский, Г.К.Орджоникидзе, М.Н.Тухачевский.

2. Мария Балашова - воронежская крестьянка.

3. Песни, привезённые с Сахалина.

4. Фонотека необычного: в подводном цехе Каспия.

5. Имени М.И.Глинки.

6. Знаменитые скрипки мира. Играют Я.Хейфец (США) и Л.Коган (СССР).

7. Поёт Франсис Лемарк.

8. Мелодии экрана.

9. Наши премьеры: 'Влюблённые спать не хотят', 'Ходит песенка по кругу'.

10. Музыкальные шутки.

11. Страница редких записей.

12. Театр 'Кругозор. На сцене - Владимир Хенкин.

=======================================================================================

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.

Адрес редакции: Москва, Пятницкая ул., 25. Телефоны редакции:

В 3-74-42; В 3-74-59. Б 03788. Подп. к печ.

19/VIII 1965 г. Формат бумаги 84х108 1/16. Бум. л. 0,5. Печ. л. 1. Тираж 150 000 экз. Зак. 2101. Цена 1 руб.

Ордена Ленина типография газеты 'Правда' имени В.И.Ленина.

 

 

Звуковая страница 11 - Страница редких записей. Их представляет Л.Ф.Волков-Ланнит.

Заметки и комментарии...

На главную страницу