|
|
Неумолчная память
Лев КАССИЛЬ
Зрительную память, точную и нелицеприятную, история обрела в фотографии
- сперва неподвижной, а затем получившей возможность запечатлевать и
течение времени, оживающего в киноленте. Но память о минувшем долго
оставалась немой. Люди пока не обладали волшебным даром хранить голоса.
Интереснейшая 'биография говорящей машины' началась ещё в средневековье,
с 'говорящей куклы', сконструированной епископом Альбертом Великим и
вызвавшей возмущение схоласта Фомы Аквинского. Будущий святой в ярости
разбил 'кощунственную' машину вдребезги. Машина, которую в 1841 году
сделал часовщик Фабер, удивляла современников, имитируя человеческую
речь. Шаг за шагом, по сложным, запутанным дорожкам, подчас сбиваясь с
уже как будто бы найденной верной тропочки и снова обретая точное
направление, пробиралась неутомимая человеческая мысль. Но пока
хитроумные устройства по механической шпаргалке управляли обыкновенными
инструментами вроде 'Оркестриона', автоматических пианино типа 'Вельта-Миньон'.
Эра запечатлённого звука началась замечательным открытием Томаса Алва
Эдисона, которому мы обязаны появлением первой 'говорящей машины',
действительно воспроизводящей голос человека. То был фонограф.
Граммофон, триплофон, флорофон, оксетофон, патефон, наконец, магнитофон.
И сейчас, как известно, тонкий диск грампластинки, около девяноста лет
назад заменивший собою валик фонографа, мирно соседствует с лентой
магнитофонной записи.
О том, как человечество обрело дар воспроизводить и хранить звучание,
рассказывает книга Л.Ф. Волкова-Ланнита
'Искусство запечатлённого звука'. Увлечённо повествует автор, сам
неутомимый коллекционер грампластинок, о 'звучащей летописи культуры',
рассказывает, как был записан голос Льва Толстого, как в едва видимых
витках граммофонной пластинки остался жить прославленный бас Шаляпина,
как энтузиасты по чрезвычайно несовершенным записям фонографа
восстановили для нас неповторимую манеру Маяковского, читающего стихи. И
ещё о многом и многом говорит не только отличный знаток запечатлённого
звука, но и пламенный его почитатель.
Рисунки Ю.Соостера
В НОМЕРЕ:
1. Разговор с молодым
современником. Говорят: В.И.Ленин, М.И.Калинин, А.В.Луначарский,
Г.К.Орджоникидзе, М.Н.Тухачевский.
2. Мария Балашова - воронежская крестьянка.
3. Песни, привезённые с Сахалина.
4. Фонотека необычного: в подводном цехе Каспия.
5. Имени М.И.Глинки.
6. Знаменитые скрипки мира. Играют Я.Хейфец (США) и Л.Коган (СССР).
7. Поёт Франсис Лемарк.
8. Мелодии экрана.
9. Наши премьеры: 'Влюблённые спать не хотят', 'Ходит песенка по кругу'.
10. Музыкальные шутки.
11. Страница редких записей.
12. Театр 'Круго
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ.
Адрес редакции: Москва, Пятницкая ул., 25. Телефоны редакции:
В 3-74-42; В 3-74-59. Б 03788. Подп. к печ.
19/VIII 1965 г. Формат бумаги 84х108 1/16. Бум. л. 0,5. Печ. л. 1. Тираж
150 000 экз. Зак. 2101. Цена 1 руб.
Ордена Ленина типография газеты 'Правда' имени В.И.Ленина. |
Звуковая страница 11 - Страница редких записей. Их представляет Л.Ф.Волков-Ланнит.