Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Кругозор 1966 ? 9 стр.8

Чтобы земля никогда не остыла

Марина Нестьева. 'Тональность' картины... Из чего она складывается? Вспомните ленту 'До свидания, мальчики'. Грустна она, повесть о детях, светящихся безотчётным счастьем и вдруг внезапно повзрослевших от столкновения с большой жизнью.

При решении этой темы композитор мог легко соскользнуть к иллюстративности. Однако Таривердиев поступил иначе. Он создал свой звуковой образ происходящего. За кадром - чистая, озаряющая невидимым светом драматизм событий мелодия.

Поэтому порой создаётся впечатление, что музыка и действие идут по расходящимся линиям. Вот на экран врываются хроникальные кадры нашествия: летящие к земле бомбы, смерть. И снова фоном - мечтательная, лирическая музыка. 'Счастье Володи, и Инки, и миллионов таких, как они, под угрозой!' - предупреждает композитор.

Микаэл Таривердиев. Я бы назвал это доверительной интонацией обращения к зрителю. Слова, музыка должны быть обращены не к 'некоему' зрителю вообще. Его нет. Аудитория состоит из разных людей со своим особым душевным строем. Я стараюсь обращаться к каждому из них.

Через одного - ко всем.

М.Н. Известность Таривердиеву как композитору принёс фильм 'Человек идёт за солнцем'.

Маленький черноглазый смельчак отправляется в путешествие за солнечным светом. Рядом с ним озорной, звонкий и одновременно завораживающе-таинственный мотив. 'Твои глаза' - песня-соблазн. Эта песня, как и вся музыка к фильму, полна нюансов, соответствующих бесконечной гамме оттенков внутреннего мира человека...

Существенен также принцип музыкальной характеристики персонажей или даже отдельных действий героев фильма - своего рода код,

М.Т. Это несколько нот. Но скорее не лейттемы, а лейттембры. Для солнца выбрана труба, образ мальчика ассоциировался с флейтой, его бег-со звучанием клaвесина - и так далее. Все эти тембры появились несколько раз в экспозиции, ухо зрителя привыкло к ним. Потом они варьировались, а в финале картины были выданы все сразу.

Эта лейттембровая мозаика стала эмоциональным фоном картины...

М.Н. Для нового фильма 'Прощай' Таривердиев написал семь монологов-речитативов. О чём они? Просто о деревьях, море и звёздах, дельфинах и слонах? Нет. В них композитор обращается к человеческим чувствам, он призывает к верности, достоинству, счастью. Это стремление к добру, к красоте по-детски чисто, где-то даже наивно, а больше мечтательно. Словно Таривердиева всюду незримо сопровождает тот самый маленький человек, идущий за солнцем.

М.Т. В новом фильме есть 'Колыбельная', которая прозвучит и на звуковой странице 'Кругозора'. История такова. В море гибнет один из героев картины. Его товарищи везут жену погибшего в 'квадрат', ставший могилой её мужа. Она спрашивает: 'Это - всё?'. 'Да, всё'. Катер уходит из кадра, и на экране остаётся пенящийся бурун. Потом бурун опадает, и море снова сомкнулось, неприступное, безмолвное.

'Колыбельная' - сыну, который должен родиться у этой женщины и у которого не будет отца...

М.Н. Таривердиев поёт свои речитативы сам и делает это мастерски. Его чуть хрипловатый голос то грустен, то гневен, то спокоен и всегда импровизационно гибок. Пение сменяет шёпот. Человеческая интонация предстаёт перед нами естественной, разноликой. Трудно уловим ритм...

Вот так складывается музыкальная и эмоциональная 'тональность' картин с участием композитора Микаэла Таривердиева.

 

Звуковая страница 11 - Музыка Микаэла Таривердиева в кино.

На главную страницу