| Кругозор 1966 ? 9 стр.1 Ярослав Смеляков любит слово 'работа'. Оно часто встречается в строчках его стихотворений и даже вошло в название книги, где собраны стихи четырех десятилетий. Людям созидания отданы любовь и уважение поэта. Он и сам прошёл нелегкую школу работы, ему не по рассказам известны весомость мозолей и счастливая бессонница за рабочим столом. Судьба автора неотделима от судьбы его героев. Их дела и мысли, надежды и радости есть то главное, чем живёт его творчество. Мне уже доводилось писать, что точнейшей формулировкой гражданственности поэта я считаю строчки Маяковского: 'Это было с бойцами или страной, или в сердце было моём'. Когда жизнь народа становится жизнью поэта, когда всё, что происходит с современниками, находит взволнованный и глубокий отклик в стихотворениях, словом, когда судьбы мира, страны, каждого человека становятся личным делом писателя, мы вправе в полный голос говорить о его гражданственности. Я думаю, что все сказанное здесь полностью относится к Ярославу Смелякову. Редко когда поэтическая биография длится ровно и плавно, как степная река. Чаще это путь по пересечённой местности, со своими взлётами и падениями, с периодами молчания и скороговорками, сменяющимися взрывной активностью. Я рад говорить сейчас добрые слова о Ярославе Смелякове ещё и потому, что ныне самое время сказать их: только что написана (и даже еще продолжает писаться) новая книга, сделан новый шаг вперёд в творческой биографии поэта. Десять лет назад в поэме 'Строгая любовь' мы встретились с героями уже легендарной первой пятилетки, с комсомольцами тридцатых годов. Сегодня они достигли пенсионного возраста, но остались такими же работягами и 'непременными гражданами', как были. Поэт не оставляет своих друзей, он рассказывает нам об их прошлом и настоящем, говорит о новых поколениях, пришедших на смену. Гражданственность не может быть беспартийной. В стихах Ярослава Смелякова живут глубоко партийные люди - коммунисты по самой своей сути. В новой книге - имена Рихарда Зорге и Маркоса Ана, убелённого сединами рядового труженика и женщин-железнодорожниц. И все они предстанут перед вами 'однополчанами', в одном передовом строю, ибо они строители нового мира, нашего будущего. И даже исторические персонажи - а их немало в последних стихотворениях Смелякова - увидены поэтом с позиций сегодняшнего дня и дороги ему тем добрым, что осталось о них в людской памяти. Мы с вами зачастую бываем свидетелями двух крайностей. Авторы иных стихотворений твердо памятуют о гражданственности, но, не наделённые ею в достаточной степени, впадают в риторику и потчуют нас бенгальским огнём будто бы ярких, а на деле холодных строк. У других же лирический накал способен осветить разве что страницы домашнего альбома - тут мелка не сама тема, а степень чувства. Ярослав Смеляков - несомненный лирик, несмотря на то, что собственно любовной теме он почти не посвящает стихов. Но книгу свою он назвал 'Работа и любовь', и оба эти понятия в творчестве поэта неразъединимы. Меняются и взрослеют люди, крепнет мастерство поэта, но главное остается неизменным. Разве мы с вами не узнаём Яшку или Зинку тридцатых годов в сегодняшнем старике, который 'не в услуженье, а на службу неукоснительно идёт'! Всю свою поэтическую жизнь Ярослав Смеляков как бы пишет одну книгу. Марк СОБОЛЬ Р.Багаутдинов. 'Железная дивизия'. | |