|
Кругозор 1966 ? 9 стр.16 Музыкой призванны Всё, как водится, было подсчитано: что на конкурсе имени Чайковского выступало больше двухсот пятидесяти молодых музыкантов, певцов и певиц; что, не считая заключительных, было восемьдесят семь концертов-прослушиваний, почти пятьсот часов музыки... Не подсчитано лишь, сколько интервью дали участники конкурса. Наверное, тысячу... И каждого спрашивали: а что было для вас самым трудным на конкурсе? Но попробуем задать этот же вопрос не участнику, а слушателю. Одному из тех сотен слушателей, что умудрились (коллективный подвиг) побывать почти на всех 'турах', не пропустить ни одного выступления. Кажется, ответ был бы таким: - Самое трудное? Когда на конкурсе выходной. И первые дни после того, как всё кончилось... Да, в первые дни после конкурса вдруг всплывали в сознании все мелодии, все голоса инструментов разом. Это была фантастическая симфония, составленная из баховской 'Чаконы', моцартовских скрипичных концертов, виолончельной сонаты Боккерини, 17-го каприса Паганини, 'Времён года' Чайковского и 'Поэмы' Арно Бабаджаняна - произведений, исполнявшихся на конкурсе по пятнадцать, двадцать, тридцать раз... Это был единственный в своём роде концерт, особенностью и прелестью которого было как раз то, что погубило бы любой реальный оркестр: каждого музыканта было слышно в отдельности, звук его инструмента не сливался с другими, а, наоборот, резко выделялся своей непохожестью. И даже сейчас, спустя некоторое время после конкурса, разом слышишь виолончель Каринэ Георгиан, скрипки Третьякова и Усиоды, рояль Григория Соколова, голоса Владимира Атлантова, Джейн Марш... В музыке этого оркестра можно услышать многое. И главное, как поддерживается одно из самых сложных человеческих искусств - искусство игры на музыкальных инструментах? Как перенимает его самое молодое поколение земли? Вся огромная культура человечества передаётся от отцов к детям в книгах, станках, вещах, нотах, в стройках - она материально закрепляется. Но что значат книги, ноты и здания, если вместе с ними не будет передано мастерство, умение строить, писать, изобретать и играть? Участники конкурса собирались вместе - на жеребьёвку или для объявления результатов. Простые ребята, каких тысячами встречаешь на улицах, но это был цвет музыкальной молодёжи мира. Это сгусток таланта, творчества, бешеного труда, исканий, мучений, открытий, радостей, нервного напряжения. Призывники армии музыки. Многие из этих ребят могли бы повторить слова большого французского пианиста Альфреда Корто: 'Я не из тех людей, кто думает, будто жизнь ограничивается тем, что в ней можно только находить. В жизнь нужно и приносить'. Молодые музыканты, с которыми мы познакомились на конкурсе, действительно стараются принести в жизнь - и в свою и в общечеловеческую - новые чувства, новое миропонимание, новую ступень мастерства... И оттого музыке на конкурсе было так привольно, оттого так много впечатлений осталось у слушателей, оттого мы узнали нечто важное (хотя и трудно выразимое в словах) о современном мире, о современном молодом человеке, о современном искусстве. Вот в этом-то и состоит, пожалуй, главное значение конкурса. И когда вы сейчас станете слушать отрывки из конкурсных записей, постарайтесь, пожалуйста, в капле из моря музыки увидеть, почувствовать то большое, что скрыто в каждом звуке человеческого голоса, скрипки, виолончели, рояля... С. СОЛОВЕЙЧИК Дружеские шаржи В.Соловьёва. На звуковых страницах вы услышите: каприс Паганини ? 24, этюд Скрябина сочинение 8 ? 10, первую часть виолончельной сонаты Локателли ре-мажор и ариозо Германа из оперы Чайковского 'Пиковая дама'. Исполнители - лауреаты конкурса В.Третьяков, Г.Соколов, К.Георгиан и В.Атлантов. |
Звуковая страница 5 - Третий конкурс имени Чайковского. Лауреаты: В.Третьяков, Г.Соколов.
Звуковая страница 6 - Третий конкурс имени Чайковского. Лауреаты: К.Георгиан, В.Атлантов.