Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

36 метров суши

(начало на пред. странице)

...работы, от свежей ухи матросам. Едят они с охотой, не ограничивая себя, потому как знают, что до чая срок большой, успеешь проголодаться.

   Потом в море, когда шхуна пройдет последний буй и капитан, не дожидаясь, когда экипаж допьёт полуденный чай, сыграет парусную тревогу, они ринутся вверх по трапам, обвязавшись спасательными поясами, забыв о прелестях чая, а когда вернутся к нему, он уже остынет.

   Глядя на то, как неумело расшнуровывали они паруса, как гурьбой толпились возле талей, мелкими шажками перебирая трос, как шумно перебрасывали они реи, меняя галсы, я увидел себя таким же вот пареньком-неумехой, который лет пятнадцать назад ходил учеником штурмана на этой самой шхуне. Тогда это был новый парусник с неограниченным районом плавания. Какое преимущество против нынешних ста миль! Он ходил тогда свою первую навигацию, и мы, его первые матросы, с величайшим наслаждением перекидывались словечками: фор-стаксель, бом-кливер, бизань-рея. Они нам нравились. Мы представляли, как заполощут на ветру косые паруса нашей шхуны, как подхватит её южный ветер и понесёт к полюсу.

   Теперь, глядя на этих ребят, я вспоминал свою первую парусную тревогу. И, наверное, в их действиях, как и в моих (пятнадцать лет назад), всё было одинаковым, может быть, только ветер был посвежее да пронзительнее стон рангоута в тишине заглохнувшего двигателя. Этот скрип - жалобный, мятежный - я никогда и нигде больше не слыхал. Мы его называли 'песней мачт'. Это они стонали под тяжестью парусов и ветра. Ходили мы тогда далеко, забираясь почти до Шпицбергена, и легко неслись вниз к материку под ударами северного ветра. Переваливаясь через белопенные валы, шхуна парила над бушующим океаном, и в её полёте мне до сих пор чудится колдовство...

А.ЛАРИОНОВ,

специальный корреспондент 'Кругозора'

Баренцево море

Фото автора

   Песню-репортаж Яна Френкеля, Игоря Шаферана и нашего корреспондента слушайте на третьей звуковой странице журнала.

 

паруса и надежды

   Говорят, тридцать кораблей во всем мире сегодня ходят по морям, используя для движения неверную силу ветра. Один из них - парусник 'Товарищ'. Двести тысяч миль оставил он за кормой, четыре тысячи курсантов окончили эту морскую плавучую школу. Средиземное море и Индийский океан, Атлантика и Север - маршруты 'Товарища'. Были плавания тихие. Были штормовые. Однажды радио Мельбурна сообщило о гибели советского парусника у берегов мыса Доброй Надежды. И когда победивший жестокий шторм, с порванными парусами, с обломанными реями 'Товарищ' вошёл в Кейптаун, тысячи людей вышли  встречать отважных курсантов.

   У поэта Леонида Мартынова есть такие строки:

Вот корабли прошли под парусами.

Пленяет нас их вечная краса,

Но мы с тобой прекрасно знаем сами,

Что нет надежд на эти паруса...

   Это правильно. Смешно на пороге атомных подводных рудовозов и крылатых кораблей с кибернетическим управлением рассчитывать на парусники. Но весь парадокс заключается в том, что сегодня белые паруса 'Товарища' несут по волнам именно надежду нашего флота - командиров ещё не построенных кораблей.

В.ФЁДОРОВ,

первый помощник капитана 'Товарища'

Одесса.

 

На снимках.

Ночная вахта курсанта Валерия Кочетыги.

Все наверх!

Фото А. Л и д о в а

 

Звуковая страница 3 - На 'ты' с ветрами. Песня-репортаж.

На главную страницу