Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

О МАСТЕРАХ ПРОШЛОГО

О, Бояне, соловию стараго времени!

(начало на пред. странице)

... рифмы, то самые простые, глагольные: 'кика-хуть-граяхуть-говоряхуть'.

   Больше рифм нет. Остальное - ритм и необыкновенная насыщенность стиха, весь арсенал современной поэзии - аллитерация, ассонансы, внутренние рифмы, гиперболы и так далее.

   Вот, например, зеркальные рифмы, то есть игра звука внутри фразы: 'земля тутнет, реки мутно текут'. Звукоподражание - извечный приём всех поэтов всех времён: 'преди песнь пояше' - три 'п' подряд, 'зареза Редедю пред полки' - три 'ре'. Даже географические названия автор подбирает не только по принципу исторической достоверности, но и по принципу созвучий: 'Поморью, и Посулью, и Сурожу, и Корсуню'.

   Рассуждения о форме всегда сомнительны и тенденциозны. Механически извлечь метафору или аллитерацию можно из любого стихотворения любого поэта. Все формы словосочетаний существовали уже тогда, когда была изобретена азбука. Поэтому новаторства формы не существует. Форма - лишь украшение, но не суть стиха. Существует лишь новаторство гражданского содержания - дух того времени, в котором живёт и трудится художник.

   Гениальный поэт Древней Руси, живший 700 с лишним лет назад, предвосхитил все возможные вариации стиха.

   И не случайно, конечно, образы и символика 'Слова' трансформировались в стихах лучших русских поэтов - Радищева, Пушкина, Рылеева, Блока, Бунина. Рильке, великий немецкий поэт, специально изучал русский язык, чтобы перевести 'Слово'. 'Слово' переводил на польский Тувим, а на украинский - Шевченко.

   'Слово о полку Игореве' было найдено, как известно, в единственном экземпляре. Несколько веков экземпляр рукописи лежал в каких-то монастырских подвалах, библиотеках, покрывался плесенью, пылился. И только в конце 18-го века этот список был обнаружен любителем древности обер-прокурором Синода А.И.Мусиным-Пушкиным. В 1800 году Мусин-Пушкин успел издать рукопись. Успел, потому что в 1812 году в Москве был пожар и рукопись сгорела.

   Много случайностей: за 600 лет рукопись могла быть уничтожена временем, молью, монахами, монголами, она могла потеряться, стереться, сгореть. Но существует сила творчества, и она переживает века.

   'Слово о полку Игореве' было и остаётся моей литературной школой. Но я не сразу это понял.

Рисунки В.Семёнова

 

Звуковая страница 5 - О мастерах прошлого. 'Слово о полку Игореве'. Рассказывает Виктор Соснора.

На главную страницу