|
Елена НИКОЛАЕВСКАЯ
Псков
В пролётах звонниц поднебесных Таят свой глас колокола: Зазвонный, будничный, воскресный. В одном - набат. В другом - хвала.
Я слышу в тьме полынно-горькой, Застывши у замшелых плит, Как у Василия на горке Всполошный колокол гудит┘
Не в каждого ль из нас заране Вложила колокол судьба? В ком - благовест, В ком - отпеванье, И гнев, и радость, и мольба┘
Во мне ж тревогой непреложной Гудит и стонет, как живой, Всполошный колокол, Всполошный - Не праздничный, не вечевой.
| Новгород
Заря покровы сбросила, Зажглась на небеси, Окрасив Ильмень-озеро - Исход всея Руси.
У озера у Ильменя Стою на берегу, Зову тебя по имени - Дозваться не могу┘
П Волхову до Ладоги Пути - рукой подать! Ах, если б знал, как надобно Тебя мне увидать┘
Куда там!.. Звоны славные Плывут здесь сотни лет, А твоего державного Ещё в помине нет.
На невских топях города Лишь сумь, да чудь, да водь... От моря да от холода Оборони, господь!
А в Новгороде вольница Решает все дела. А в Новгороде звонница Стоит белым-бела.
И - чудо рукотворное - Сквозь смуту стольких лет Во все четыре стороны Свой посылает свет. | СИМФОНИЯ ДЛЯ ДВУХ ИНСТРУМЕНТОВ Фото О. Макарова Дмитрий Шостакович создал новое произведение - скрипичную сонату, которую он написал к шестидесятилетию народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Давида Ойстраха. Перед первым исполнением сонаты Давид Ойстрах обратился к присутствующим с небольшим вступительным словом: 'Я счастливее многих, так как знаю новое сочинение Дмитрия Шостаковича ближе, нежели другие. Музыка эта внесла в мою жизнь что-то необычайно ценное, глубокое, свежее. Это произведение мне кажется необычным. Я давний поклонник творчества Шостаковича. Ещё в молодости увлекался его Первой симфонией, оперой 'Леди Макбет Мценского уезда'. Но сегодня мне хочется сказать, что произведения последних лет - Второй виолончельный концерт, песни на стихи Александра Блока, Двенадцатый квартет и Второй скрипичный концерт (мне посчастливилось быть его первым исполнителем) - новые и очень значительные вехи в творчестве Шостаковича. Каждое из этих сочинений очень индивидуально, и нельзя сказать, что одно дополняет другое. Дмитрий Дмитриевич всегда остаётся самим собой, и в то же время каждый раз в музыке его находишь нечто новое, необыкновенное. Лишь человек, который достиг лучшей поры своей творческой зрелости, мог сочинить это. О сонате могу сказать, что она нравится моему сердцу, всему моему существу, нравится каждый её модуляционный оборот, каждая гармония, каждая мелодия - а её здесь необыкновенно много - и естественная связь всех этих элементов между собой. Последнее время я немного занимаюсь дирижированием. Поэтому, играя сонату, чувствую себя скрипачом и дирижёром одновременно - настолько она симфонична, глубока по чувству, масштабна по своему философскому содержанию'. |