Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ЗАГАДКА ТАЛЬОНИ

ПОЧЕМУ ЭТО ПРЕКРАСНО

   В начавшемся 1979 году хореографы всего мира отметят одну из самых поэтических годовщин в истории балета - 175-летие со дня рождения Марии Тальони. Имя, окутанное облаком легенд. Танец, вызывавший в публике единодушный клик восторга, эхо которого, кажется, продолжает звучать и сегодня. Герцен называл Тальони 'пёрышком райской птички'. Мейербер сочинил в её честь музыку к поэме 'Парящая дева'. Гюго, войдя однажды в её ложу, молча протянул танцовщице листок со словами: 'У ваших ног, у ваших крыльев'. Наконец, Мюссе, узнав, что Тальони покидает сцену, горестно воскликнул: 'Оставьте нам хоть вашу тень!'

   Тенью, которую Тальони оставила миру, была, конечно, её Сильфида. Первое появление танцовщицы в этом спектакле состоялось в марте 1832 года. Первый романтический, 'белый' балет по сказке Нодье 'Трильби' был поставлен отцом Марии - Филиппо Тальони и произвел настоящую революцию. Своим невесомым полётом Тальони отринула приземленный танец Дидло и зачеркнула всю развлекательную хореографию XVIII века. Её Сильфида - фантастическое существо, порхающее в бледно-голубом колоколе туник, с крылышками за спиной, с веночком на голове. Она поначалу околдовывает крестьянина-шотландца Джеймса, но лишь только настаёт короткий миг счастья и 'дочь воздуха' оказывается в объятиях юноши, тотчас же спадают трепещущие крылышки, и Сильфида гибнет, возносясь в скорбном полёте к родным небесам.

   И, словно повинуясь велению танца, Мария Тальони впервые в истории балета встала на пуанты. Встала в своём мягком башмачке из лёгкого шёлка, ещё без устойчивой прокладки, без твердого носка, и потому шаг её был совершенно неслышным. Эту лёгкость, невесомость Тальони, о которой Гоголь говорил, что 'воздушнее ничего не было на сцене', специалисты-хореографы пытались объяснить и раньше, подходя к верному ответу. Однако лишь теперь, полтора века спустя, вместе со 'вторым дыханием романтизма', с обращением к самим тальониевским па оказалось возможным выяснить, как в действительности двигалась на сцене великая балерина. Сделать это было нелегко. Единственным, кто успел запомнить рисунок балета, был датский хореограф Август Бурнонвилль. Именно из Копенгагена балетмейстеры Розен и Фредериччиа привезли недавно в Ленинград, в Малый театр оперы и балета, бурнонвиллевскую версию чертежей 'Сильфиды'. Однако в этих чертежах было изменено многое, в том числе и музыка. И все же еще одна попытка воссоздания подлинного танца Тальони была предпринята. Французский балетмейстер Пьер Лакотт решил заново пересмотреть все старые материалы о танце Тальони. Были подняты архивы, найдены рисунки декораций, образцы тканей, эскизы костюмов и, наконец, самое важное - в семье наследников Тальони обнаружен репетиционный журнал с подробным описанием поз и шагов. И тогда одна из самых замечательных балерин современности - Гилен Тесмар, которой предстояло повторить хореографический рисунок Тальони, стала - страницу за страницей -прочитывать забытую книгу. Результат работы Лакотта и Тесмар был тотчас зафиксирован на киноленте (чтобы уже ничего не пропало!) и затем поставлен на сцене парижской оперы. Этот спектакль привезли в прошлом году в Москву и показали в Большом театре.

   Таким образом, 'Кругозор' приглашает вас в шестиминутное путешествие для того, чтобы открыть загадку Тальони в четырёхугольнике балетных сцен Парижа, Копенгагена, Ленинграда, Москвы.

Артём ГАЛЬПЕРИН

     На гравюре слева - Мария Тальони в роли Сильфиды. На фотографиях автора - в той же партии Гилен Тесмар ('Гранд-Опера', Париж) и Елена Алканова (Малый театр оперы и балета, Ленинград). (см.след.стр.)

   Танец Тальони не может отлететь, как крылышки Сильфиды, он должен жить и сегодня - эти слова французского балетмейстера Пьера Лакотта могут быть предпосланы пятой звуковой странице, на которой об искусстве великой балерины размышляют Никита Долгушин, танцовщик и хореограф, народный артист РСФСР В балете нельзя все время кричать'. Чтобы высказаться, надо сначала помолчать. Это правило Тальони было забыто, равно как и её экзерсисы.

   Эльза-Марианна фон Розен, хореограф (Дания): Первая датская Сильфида Эллен Присё де Планен была живой моделью знаменитой скульптуры 'Русалочка' в Копенгагене - так смешались сказочные сферы в балетной практике...

   Елена Алканова, танцовщица (СССР): Полёт Тальони основан на феноменальной партерной технике, которую сегодня можно найти, пожалуй, лишь у гимнастов.

   Гилен Тесмар, танцовщица (Франция): Балерины на старинных гравюрах... Можно подумать, что тогда Они делали простые шаги и скромные пируэты. Ошибка!..

  

Звуковая страница 5 - Загадка Тальони. Размышляют хореографы СССР, Дании, Франции.

На главную страницу