Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ЗАГАДКА ТАЛЬОНИ

(окончание, начало на пред.стр.)

...но лишь только настаёт короткий миг счастья и 'дочь воздуха' оказывается в объятиях юноши, тотчас же спадают трепещущие крылышки, и Сильфида гибнет, возносясь в скорбном полёте к родным небесам.

   И, словно повинуясь велению танца, Мария Тальони впервые в истории балета встала на пуанты. Встала в своём мягком башмачке из лёгкого шёлка, ещё без устойчивой прокладки, без твердого носка, и потому шаг её был совершенно неслышным. Эту легкость, невесомость Тальони, о которой Гоголь говорил, что 'воздушнее ничего не было на сцене', специалисты-хореографы пытались объяснить и раньше, подходя к верному ответу. Однако лишь теперь, полтора века спустя, вместе со 'вторым дыханием романтизма', с обращением к самим тальониевским па оказалось возможным выяснить, как в действительности двигалась на сцене великая балерина. Сделать это было нелегко. Единственным, кто успел запомнить рисунок балета, был датский хореограф Август Бурнонвилль. Именно из Копенгагена балетмейстеры Розен и Фредериччиа привезли недавно в Ленинград, в Малый театр оперы и балета, бурнонвиллевскую версию чертежей 'Сильфиды'. Однако в этих чертежах было изменено многое, в том числе и музыка. И все же еще одна попытка воссоздания подлинного танца Тальони была предпринята. Французский балетмейстер Пьер Лакотт решил заново пересмотреть все старые материалы о танце Тальони. Были подняты архивы, найдены рисунки декораций, образцы тканей, эскизы костюмов и, наконец, самое важное - в семье наследников Тальони обнаружен репетиционный журнал с подробным описанием поз и шагов. И тогда одна из самых замечательных балерин современности - Гилен Тесмар, которой предстояло повторить хореографический рисунок Тальони, стала - страницу за страницей - прочитывать забытую книгу. Результат работы Лакотта и Тесмар был тотчас зафиксирован на киноленте (чтобы уже ничего не пропало!) и затем поставлен на сцене парижской оперы. Этот спектакль привезли в прошлом году в Москву и показали в Большом театре.

   Таким образом, 'Кругозор' приглашает вас в шестиминутное путешествие для того, чтобы открыть загадку Тальони в четырехугольнике балетных сцен Парижа, Копенгагена, Ленинграда, Москвы.

Артём ГАЛЬПЕРИН

   На фотографии автора -  в роли Сильфиды Елена Алканова (Малый театр оперы и балета, Ленинград).

  

Звуковая страница 5 - Загадка Тальони. Размышляют хореографы СССР, Дании, Франции.

На главную страницу