Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

СМЕХ В ЗАЛЕ

БРАВО, САТИРА

В 1974 году в летнем театре Ждановского парка столицы я попал, как теперь понимаю, на 'исторический' концерт. В первом отделении пела никому тогда не известная Алла Пугачёва, во втором - выступали те, ради кого, собственно, и собралась публика: лауреаты Всесоюзного конкурса артистов эстрады Роман Карцев и Виктор Ильченко. Я впервые видел воочию на сцене, а не по телевизору этот дуэт сатириков и получил, как выразился поэт, 'море наслаждений'. С тех пор минула уйма лет, вспыхнула и достигла марсианских размеров счастливая звезда Аллы Борисовны. Но я, как и прежде, остался верен любви с первого взгляда - к артистам Роману Карцеву и Виктору Ильченко, бессменно продолжающим нести, как пошутил Г.Хазанов, 'высокое звание лауреатов Всесоюзного конкурса артистов эстрады, словно забыв, что бывают другие и у других они уже давно есть!'. Дело не в званиях - они часто, к сожалению, у иных оказывались 'подарком' случая. Не звания, а знакомые имена влекут нас, обещают интересную встречу. А когда на афише Карцев-Ильченко, залы не пустуют.

Сколько же лет они выступают на эстраде вместе?

Оказывается, уже двадцать пять лет. До этого в Одесском институте инженеров морского флота гремел самодеятельный дуэт авторов-исполнителей: Жванецкий-Ильченко. И, как это часто бывает в жизни, появился третий. Но никто в этом до сих пор неразлучном трио не оказался лишним. Они любят вспоминать, как разгуливали блаженными бессонными ночами по улочкам и, как все одесситы, мечтали 'поиметь в руки' своё дело. Им был позарез нужен свой театр. Они его придумали, они его полюбили и уже назвали 'Парнас-2'...

О чудо! Так бывает только в Одессе. Вскоре театр стал реальностью. Михаил Жванецкий, в ту пору, кажется, секретарь комитета комсомола Одесского порта, стал автором текстов для главных исполнителей: инженера портальных кранов того же порта Виктора Ильченко и мастера по ремонту швейных машин Романа Карцева. Мечта сбывалась на глазах: 'Парнас-2' не только существовал, но и гремел в Одессе. Его спектакль посетил сам Аркадий Райкин, и последствия этого, как оказалось, были ещё непредсказуемы.

- А почему театр назвали 'Парнас-2'? - наивно спросил я лет десять назад у Виктора Ильченко. - Получается, где-то был уже первый?

- Получается, - тактично подтвердил Виктор. - В Греции. Но давно. Ты не помнишь...

Между тем после посещения 'Парнаса-2' А.И.Райкиным Одессу поразил гром последствий. Театр вздрогнул и накренился: в Ленинград был вызван телеграммой для работы в театре Райкина Роман Карцев. Через три месяца крен выровнялся - уехал в Ленинград Виктор Ильченко и тоже стал профессиональным артистом у Аркадия Исааковича. Ещё через три месяца пустился вдогонку и Михаил - он стал завлитом того же театра и сел в кресло, в котором некогда восседал поэт Назым Хикмет.

Семь лет работы с Райкиным! Аркадий Исаакович в свой репертуар всё чаще включает миниатюры Жванецкого. Исполняет их и один, и с Карцевым-Ильченко. Помните: студент-Авас, тупой доцент и Стёпа?

Семь лет высшей школы эстрадного мастерства у маэстро Райкина плюс заочная учёба в ГИТИСе.

И всё это время - мечта о своём театре! Кто-то пошутил: если бы Д'Артаньян не был гасконцем, он был бы одесситом. 'Три мушкетёра' всё-таки возвращаются в Одессу, где с благословения Райкина возрождают свой 'Парнас-2', но уже не как самодеятельный, а как профессиональный театр. И уже здесь их находит приглашение в Московский театр миниатюр.

И вот все трое - москвичи. С блеском, с полными аншлагами проходят спектакли М.Жванецкого 'Когда мы отдыхали', 'Избранное', 'Браво, сатира!'. Театральная публика стала поговаривать о появлении в столице театра Карцева и Ильченко в саду 'Эрмитаж'. Но... Театр неожиданно изменил своему главному направлению - миниатюрам, стал больше внимания уделять драматическим пьесам. Проработав в нём семь лет, Карцев и Ильченко перешли в Театр эстрады.

Теперь мне предстоит сказать о самом главном спектакле Р.Карцева и В.Ильченко. Он идёт в московском Театре эстрады под названием 'Птичий полёт'. Режиссёр Марк Розовский. Автор? Конечно же, Михаил Жванецкий. Я твёрдо убеждён, что это лучшая работа артистов и автора. В чём же сила спектакля? В том, что даже в период гласности, когда мы произносим любые свои мысли вслух, нашлись люди, которым, оказалось, есть что сказать! И хотя говорят артисты со сцены как раз о том, о чём мы нередко говорим между собой, а всё равно с непривычки слушаешь и порой оторопь берёт. Потому-то, наверное, после премьеры чьи-то услужливые 'ножницы' всё же пытались подсократить спектакль.

Отчаянные коллеги артистов из числа тех, кто ещё не успел свою смелость проявить на сцене, отважно спрашивают: 'А состоялись бы Карцев и Ильченко без Жванецкого?'

Что и говорить - автор у артистов серьёзный, прямо скажем, лучшего и желать не надо. Встретить своего автора и своих артистов - это как встретить своих жену или мужа, это не просто удача, это счастье. Тем более что и мечта неразлучной троицы опять сбывается: Моссовет вручил артистам и их автору ордер на помещение теперь уже и впрямь своего театра, видимо, опять 'Парнас-2'. Он расположен в самом центре Москвы, рядом со станцией метро 'Чеховская'. И, кажется, эти наследники Бабеля и многих других знаменитых одесситов, хоть и четверть века спустя, но всё же откроют своё дело и сделают его, как всегда, превосходно. В чём расписываюсь с полной верой.

Владимир АЛЬБИНИН

 Дружеский шарж В.ШАРКОВОЙ

На десятой звуковой странице В.Ильченко и Р.Карцев исполняют миниатюры М.Жванецкого 'Париж' и 'Звонок'.

 

Звуковая страница 10 - В.Ильченко и Р.Карцев: миниатюры М.Жванецкого 'Париж' и 'Звонок'.

На главную страницу