Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ

УРОКИ МАРИИ КАЛЛАС

Мария Каллас. Каждая встреча с этой гигантской фигурой оперной сцены интересна. На этот раз 'Кругозор' предлагает вам свидание с Каллас-педагогом. С половины октября 1971-го до середины марта 1972 года певица вела уроки, которые назывались 'Класс мастера'. Что это был за момент в жизни великой певицы и актрисы?

Прошло почти шесть лет после того, как, с трудом доведя до конца исполнение Тоски в лондонском Ковент-Гардене, больная Каллас должна была покинуть сцену. Навсегда ли? Трагический вопрос то исчезал, то снова вставал перед ней. Об этом думали и тысячи людей - поклонники великого искусства певицы во многих странах. Они помнили её голос фантастического диапазона, как бы охватывающего всю гамму оперных партий - от контральто до драматического сопрано. Они помнили ярчайшие её образы, которые по силе своей выходили далеко за рамки одного лишь оперного театра.

Итальянский режиссёр Лукино Висконти, работавший с нею над партией Ифигении в опере Глюка 'Ифигения в Тавриде' в 1957 году, так описывал свои ощущения при выходе Каллас на сцену:

'Выйдя на сцену, Каллас поднималась по очень высокой лестнице. Затем, когда начиналась гроза, она мчалась по лестнице вниз, добегала до рампы и лишь тогда начинала петь... Я не задавал ей никакого ритма. Но ритм у Марии в крови... И вы прекрасно знаете, как она близорука... Всё происходило в темноте, только ступеньки были отмечены белыми линиями, но и этого было достаточно. Каждый раз, стоя за кулисами, я просто умирал от страха, видя, как она мчится... К тому же ей нужно было сохранить дыхание, чтобы начать с фортиссимо точно по сигналу дирижёра'.

А вот свидетельство биографа актрисы - Стелиоса Галатопулоса в его книге 'Божественная Каллас':

'Мне вспоминается лондонское представление 'Медеи' Керубини, где Мария Каллас исполняла главную роль. Я смотрел спектакль из укромного угла за кулисами... Казалось, она направляется вовсе не на сцену, на её лице было неуверенное, немного нервное выражение. Она вдруг начала молиться и перекрестилась так, как это делают православные греки... Но вот наступило время первого выхода Медеи. Каллас решительным движением подхватила край плаща и закрыла им лицо по глаза, как требовалось для выхода. Затем она тихонько постучала по дереву - на счастье - и двинулась на сцену... Я увидел, как она подняла руку и произнесла: 'Я - Медея!' Перевоплощение состоялось. Перед нами была Медея'.

Откуда это волшебство? Сама Каллас объясняла всё это так: 'Моя родная Греция говорит во мне... До выхода на сцену я ничего не помню, меня охватывает страх. Мне кажется, что я всё забыла, что меня ждёт провал. Я не знаю, каким жестом начну вступление, но, когда я выхожу, у меня сразу появляется всё: и мелодия, и слова, и жесты'.

Итак, на переломе 1971-1972 годов перед Каллас стояла дилемма- возвратиться ли на сцену, или оставить лишь 'концертный' вариант завершения своей певческой карьеры. Забегая вперёд, скажем, что осуществилось второе (её турне по всему миру в 1973-1974 годах, за 2-3 года до смерти, были поразительны). Но, так или иначе, на концертную или оперную сцену надо было ещё вернуться. И вот рождается мысль о приближении к этой мечте. О маленькой 'педагогической' сцене. О небольшой профессиональной аудитории. И Каллас принимает предложение Джульярдской школы в Нью-Йорке провести 'Класс мастера'. Весной 1971 года она устраивает прослушивание примерно 300 кандидатов, выразивших желание брать у неё уроки. После отбора осталось 25. Среди них были Барбара Хендрикс (недавно гастролировавшая в СССР), баритон Ленус Карлсон, бас Уиллард Уайт. Но потом сама идея занятий увлекла Каллас, и она решила, что аудитория должна быть большей, уроки должны быть открытыми, и чтобы те, кто не вошёл в число 25 счастливцев, могли хотя бы наблюдать за занятиями. Кроме того, среди публики можно было увидеть таких звёзд оперной сцены, как Лючия Альбанезе, Тито Гобби, Пласидо Доминго, таких инструменталистов, как Алексис Вайссенберг, Бенни Гудмен, таких режиссёров...

(окончание на стр.13)

На восьмой звуковой странице вы услышите показ Марией Каллас сцены и арии Риголетто из второго действия одноимённой оперы Верди баритону Ким Сун Гилу. Аккомпаниатор - пианист Юджин Кон.

 

Звуковая страница 8 - Мария Каллас: запись открытого урока.

На главную страницу