Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

СМЕХ В ЗАЛЕ

ПРОЩАНИЕ С ПАРОДИЕЙ

Как-то Геннадий Хазанов в свой очередной приезд в Юрмалу сказал ему: 'Юра, у тебя же нет никаких проблем. Проблемы есть у МПС - Министерства путей сообщения: как доставить к тебе зрителей со всей страны, а когда они тебя послушают, как их развезти по домам!' В этой шутке была не только доля правды, но и предостережение. И смысл его для Юрия Головко был вполне понятен. Дело в том, что молодой артист начинал с того, с чего, увы, начинают на эстраде многие, - с пародий.

Ох, пародии, пародии - этот 'лёгкий хлеб' разговорного жанра на эстраде! Сколько несостоявшихся актёрских биографий лежит на их совести! Первую свою программу Юрий Головко назвал 'Ба, знакомые всё лица!'. Круг его 'знакомых' был привычен для эстрады: Леонов, Папанов, Никулин, Хазанов, старушки - Авдотья Никитична и Вероника Маврикиевна, ну, и, конечно, Райкин...

За полтора часа Головко ни минуты не говорил своим голосом. Да это и не были пародии в обычном смысле слова. Это была более или менее точная имитация голосов, манер, жестов. Зритель, услышав знакомые голоса, уже не вслушивался в смысл сказанного - он аплодировал 'похожести'! Многим артистам этого хватает до... пенсии: пародии любят. Вспоминаю, сколько лауреатских званий раздали мы - члены жюри эстрадных конкурсов - за пародийные номера и как бесследно исчезали с эстрады эти 'лауреаты', не найдя в себе творческих сил подняться 'на порядок' выше.

Юра тоже два раза пытался участвовать во всесоюзных конкурсах артистов эстрады, но заканчивал этот марафон на подмостках после первого же тура: строгие члены жюри и столичные зрители всё, что он показывал, уже видели не раз и в лучшем исполнении! Вот тогда и наступило отрезвление - началась большая изнурительная работа, поиски своего лица, обретение своего голоса.

Отличительная черта Головко - это огромное любопытство ко всему, что происходит на эстраде: ни одна премьера в театрах эстрады Москвы и Ленинграда не 'обходится' без него. Артист приезжает посмотреть, послушать, поговорить с коллегами даже на один вечер.

Он стал собирать материал для новой программы, памятуя, что 'смех - дело серьёзное'. Такую программу он недавно выпустил, называется она 'И смех, и грех' и состоит из монологов, фельетонов, куплетов, интермедий, реприз, написанных 'гвардией' нашей эстрадной драматургии: М.Жванецким, А.Хайтом, Л.Измайловым, М.Задорновым, А.Левиным, В.Добужским, В.Альбининым.

Нет, специально для него они ничего не создавали. Это, видимо, следующий этап его творческой жизни - свой репертуар! Пока что авторы давали ему новые вещи, разрешая 'подгонять их по своему росту'. Конечно, его новая программа (режиссёр Г.Ткаченко) родилась уже под знаком перестройки, когда ушли времена, в которые почти всё было нельзя.

Администраторы от искусства, будучи шиты не лыком, чрезвычайно наловчились читать 'между строк'. Как-то Сергей Михалков рассказывал, что свою известную басню 'Лиса и бобёр' он читал в одном 'номенклатурном' санатории, после выступления к нему подошёл весьма 'ответственный' товарищ и спросил: 'Ну, я понял: лиса - это Англия, а кто бобёр?'

Программа 'И смех, и грех' - это разговор со зрителями по другому счёту: боли, беды, тревоги нашего бурного времени, обида за державу, которой наносят вред халтурной работой, неуважением к её земле, пренебрежением к её людям. Артист перестал 'щекотать' зрителей, стремясь вызвать смех любыми способами. Он повёл с ними смешной разговор, но о серьёзном. Насколько это удаётся ему сегодня?

...Первого апреля этого года Юрий был на 'Юморине' в Одессе и, как говорят в этом городе, 'прошёл что надо', а это непросто, даже для артистов с именем.

Сейчас Головко готовит новую программу с помощью режиссёра - мастера 'его величества номера' Владимира Точилина. В ней уже есть материалы, написанные специально для него.

Матвей ГРИН, заслуженный работник культуры РСФСР

На девятой звуковой странице Юрий Головко читает монолог М.Задорнова 'Письмо'.

Фото А.ЛИДОВА

Звуковая страница 9. Смех в зале.


КАМЕРТОН ЭСТРАДЫ

ЛАУРЕАТЫ 'ЮРМАЛЫ-88'

Началось всё в этом году на конкурсе... с ромашки. Зрители, члены жюри да и сами участники не придали особого значения большой ромашке в общем декоративном интерьере сцены. Волнуясь перед жеребьёвкой, каждый из конкурсантов по просьбе ведущего Юрмальского смотра молодых дарований Юрия Николаева как бы мимоходом оставил свой автограф на цветочном лепестке. И вдруг выяснилось: ромашка-то с секретом! У неё ровно 22 лепестка - по числу собравшихся певцов. На обратной стороне лепестка оказался порядковый номер выступающего на конкурсе. Так обычно самая напряжённая процедура была остроумно превращена в милую шутку.

Ну, а дальше... Как на любом соревновании, члены жюри выставляли свои оценки, общий результат которых вспыхивал на табло. Казалось, от этих цифр веяло ветерком, и под его дуновением лепестки ромашки осыпались. Ко второму туру их осталось двенадцать. Двенадцать дипломантов конкурса.

И вот финал. Позади восторги и разочарования зрителей, радости и огорчения участников конкурса. Их пятеро - победителей этого песенного марафона. И среди них единственная женщина - Азиза Мухамедова.

С той минуты, как только она решила принять участие в Юрмальском конкурсе, Азиза была уверена, что не останется за чертой победителей. Эту уверенность подкрепляли и девять лет на профессиональной сцене, и опыт участия в подобных соревнованиях (в 1981 году группа 'Садо', в составе которой выступала Азиза, тогда ученица 9-го класса, завоевала 1-ю премию конкурса в Ялте), и консерваторский диплом пианистки. У Азизы хорошие вокальные данные, она пластична, умеет превратить каждую песню в маленькое сценическое действо, поэтому не оказаться под влиянием её обаяния трудно даже строгим судьям. И как результат - 3-я премия.

Каститис Кербедис оказался на одной пьедестальной ступеньке с Азизой. Живёт он в литовском городке Паневежисе. Учился играть на скрипке. В отличие от живой, непосредственной Азизы до конца конкурса был замкнут, сосредоточен, избегал общения с журналистами. Доставшийся по жеребьёвке 13-й номер особых эмоций не вызвал. (Может, скрытность характера проявилась и в этом.) Но своим выступлением он развеял стереотипное представление о холодном литовском нраве. На сцене был заразительно контактен со зрительным залом, привлёк внимание своим репертуаром и темпераментным его исполнением.

 

На главную страницу