Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ВРЕМЯ, ГОВОРИ

НА КАРАУЛЕ У РЕВОЛЮЦИИ

'Самое большое несчастье моей жизни в том, что я всегда говорил правду, невзирая на лица. А это очень дорого обходится. Но художник не может жить двойной жизнью. Или это не художник'. Пожилой человек грустно улыбнулся, а я в растерянности перевела взгляд на письменный стол, заваленный пожелтевшими фотографиями, статьями и рецензиями. Несчастье? И это говорит о себе он, народный артист РСФСР Сергей Балашов, любимец Мельпомены, счастливый путь в искусстве которого всегда был усыпан розами славы и поклонения?!

Имя этого мастера художественного слова, знакомого не одному поколению, всегда было окружено легендой. Почти шесть десятилетий на эстраде. Десятки поэтических и литературных композиций, получивших всенародное признание. 'Турксиб', 'ЧТЗ', композиции по произведениям русских и советских поэтов, среди которых выделяются 'Времена года' С.Есенина и композиции по стихам Маяковского и 'Шинели' Гоголя. В 1946 году Балашов первым читает с эстрады 'Слово о полку Игореве'. Блестяще исполненные артистом программы будили в людях мысль, гражданственность. А сам он, по отзывам современников, явил феномен органичного слияния художественного слова и драматического мастерства. Критики считали, что в области театрализации искусства чтеца Балашов никем не был превзойдён. Актёрское мастерство в создаваемых им образах значительнее, чем это было у И.Ф.Горбунова, А.Я.Закушняка и В.Н.Яхонтова.

'Слушая С.М.Балашова, я всё больше убеждаюсь в его огромном таланте мастера художественного слова. Какое богатство художника заключено в его голосе - звонком, задушевном, так быстро меняющемся и передающем все оттенки лирики, драмы, юмора; в его жесте - пластичном, смелом, широком; в сиянии его глаз, отражающих душу истинного творца, и, наконец, в его чисто актёрском таланте создавать убедительные, яркие образы', - писал народный артист Болгарии Н.О.Массалитинов.

Артист-трибун, артист-драматург - так ещё в 30-е годы стали называть Балашова, одного из лучших исполнителей поэзии Маяковского. Но кто из его восторженных почитателей мог знать, какие драмы сопутствовали жизни самого Сергея Михайловича, а нередко были прямым следствием гражданской позиции художника.

Год 1930-й. В Ленинградском Большом драматическом театре идёт 'Баня' Маяковского. После спектакля за кулисы неожиданно приходит автор. Он что-то долго говорит режиссёру, затем уверенным, размашистым шагом подходит к исполнителю роли Победоносикова - молодому актёру Сергею Балашову и крепко жмёт ему руку. Так состоялось знакомство поэта и его интерпретатора. Балашов и раньше читал стихи Маяковского. Но после этой взволновавшей его встречи поэзия вдохновенного певца революции весомо вошла в его репертуар. За поэму 'Владимир Ильич Ленин', исполненную на первом Всесоюзном конкурсе чтецов, Балашов удостаивается звания лауреата. Ему прочат блестящую карьеру в театре.

Но этого не происходит. Гражданственность многих образов, в которые перевоплощается артист, сформировала и его характер. Балашов стал нетерпим к низкопоклонству, фальши, лести, чванству. Такое уже в те годы не прощалось. 'Премьер' тогдашнего Большого драматического Н.Монахов, привыкший к угодничеству, изгоняет из театра Балашова за 'вызывающую' манеру держаться. Так артист приходит на эстраду. Готовя будущую композицию, обострённо впитывает в себя атмосферу трудовых будней страны и решает: вне гражданской темы в такое время не может быть искусства, его творчество должно помогать народу.

'Зал стих... И в этой окаменелой тишине, после долгой, тягучей паузы раздался чей-то далёкий, тихий голос. В этом голосе было всё: и простор бескрайних пустынь, и тоска полудикаря-степняка, и волчий вой, и нарастающий шум колёс, предвестник тех поездов, которые завоюют, должны завоевать просторы Туркестана', - писал рецензент о первой литературной композиции Сергея Балашова 'Турксиб', прочитанной им в 1932 году в Ленинграде. Эту работу высоко оценивают В.И.Качалов, И.М.Москвин, другие мастера. Молодого чтеца приглашает в Смольный С.М.Киров, просит прочесть 'Турксиб' делегатам IV партконференции. За творческим ростом молодого артиста, несущего с эстрады острое публицистичное слово, с одобрительным вниманием следит К.С.Станиславский.

'Я несколько раз слушала композицию Балашова... Звучали пламенные стихи Маяковского, и будто выступал сам поэт - наш вдохновенный современник, 'как живой с живыми говоря...' - поделится впоследствии своими впечатлениями о спектакле 'Сердце с правдой вдвоём' сестра поэта Л.В.Маяковская.

То был большой успех. Но обозначились уже угрожающие признаки. Независимость и бескомпромиссность артиста неминуемо входили в конфликт с атмосферой культа личности Сталина, когда выбраковывалось из общественной жизни всё слишком самобытное, оригинальное и профессионально одарённое. Репрессии стали своеобразным тестом для выявления большого и самостоятельного таланта. И чем выше поднимался артист в своём творчестве, тем сильнее ощущал, что ходит по краю пропасти.

На счастье или на беду, Сергея Михайловича связывала крепкая дружба с первым секретарём Свердловского обкома партии И.Д.Кабаковым. Именно по его инициативе артист создал свой 'Турксиб', а позже другую известную композицию о челябинском рабочем классе - 'ЧТЗ'. Не раз Иван Дмитриевич просил Балашова, которого он называл партийным пропагандистом, прочитать свои композиции перед коллективами уральских заводов.

В 1938 году лидера свердловских коммунистов репрессируют. 'В Свердловске расстреляли святого коммуниста Кабакова', - скажет об этом позже Н.С.Хрущёв. Самого Сергея Михайловича чудом спасает от расправы следователь, поклонник его таланта. Ему предложено в 48 часов покинуть город. Друга 'врага народа' выгоняет из квартиры жена, запрещает когда-либо видеться с дочерью...

Новым проявлением гражданской зрелости артиста стала война. Публицистичность творчества Балашова сразу поставила его в один ряд с яростными защитниками Отечества. С первых дней войны он непременный участник артистических фронтовых бригад.

На шестой звуковой странице - фрагмент спектакля 'Торжество разума'. Читает С.Балашов.

 

Звуковая страница 6 - С.Балашов. Звучащее слово - оружие.

 

На главную страницу