Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

СМЕХ В ЗАЛЕ

ОБАЯТЕЛЬНЫЙ И БЕЗЗАЩИТНЫЙ

Сетовать на то, что на эстрадном небосводе не такое количество звёзд, как на небесном, по меньшей мере глупо. Звёзд на сцене просто не может быть много, ибо тогда это уже не будет явление - уникальное, единичное, а станет растиражированным ширпотребом.

В сфере разговорной эстрады у нас нынче наберётся, наверное, десяток звёзд, это если к артистам прибавить авторов, таких, скажем, как Л.Измайлов или М.Задорнов, которые с невероятным успехом читают свои произведения сами.

Ефим Шифрин - звезда. Созданный им образ смешного и не очень удачливого человека зрители сегодня любят так же трепетно и нежно, как когда-то любили незабвенного 'студента кулинарного техникума'. Он так же чудаковат, обаятелен и беззащитен перед житейскими неустройствами нашего бытия. Но у героя Шифрина есть ещё и отличительная своя 'особинка': он как бы не от мира сего... Таких мы обычно называем интеллигентами. Такой не толкнёт, не отнимет, не ответит на хамство хамством.

Наверняка многие помнят 'убивающего' своей инфантильностью 'Люсиного мужа'... А до этого был никчёмный экскурсовод из 'Марии Магдалины', тот самый, что принёс молодому Ефиму Шифрину победу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады.

Надо сказать, что Ефиму очень везло с первых шагов на сцене: он встретил двух замечательных режиссёров - Романа Виктюка и Владимира Точилина. Режиссёров, прекрасно чувствующих эстраду, причём не просто постановщиков, а педагогов. Свой первый спектакль 'Муж и жена' Шифрин делал с Р.Виктюком, следующий - с В.Точилиным.

Сегодня в активе у артиста семь сыгранных спектаклей. Спектакль в его творческой работе - самое главное, ибо тяга к театру, по собственному признанию Ефима, сильнее у него всех других начал. Концерт, даже сольный, не исчерпывает всех возможностей артиста, и фактически он уходит со сцены после концерта со всем грузом своих творческих нереализованных задумок... Только спектакль способен дать ему необходимое для сценического проживания равновесие.

Сейчас в его афише два моноспектакля - 'Верните наши денежки, или Я играю Шостаковича' и 'Фотография на память', да ещё творческий вечер, который по решению действенного ряда ближе к спектаклю, чем к концертной программе.

Если говорить о счастливых встречах Шифрина, то надо обязательно упомянуть о его дружбе с писателем-сатириком Виктором Коклюшкиным. Всё, что читает со сцены Шифрин, сочиняет Коклюшкин.

После августовских событий на нашей эстраде произошла парадоксальная вещь: наши прогрессивно настроенные мастера острого слова, по их собственному признанию, остались практически без репертуара. Их 'подвёл' старый тезис 'Утром в газете - вечером в куплете'. Увлечение политизацией сослужило плохую службу. А вот Шифрин и Коклюшкин, оставаясь сатириками, умудрились в своей работе избежать увлечения политикой, они сконцентрировались на вечных проблемах, проблемах существования человека в современном мире.

'Я не терплю на эстраде конкретики, - говорит Шифрин, - она убивает вкус. Мне не нравятся репризы, в которые 'задействованы' члены нашего верхнего эшелона власти. Любое негативное суждение на их счёт вызывает бурную зрительскую реакцию, а ведь это просто недозволенный приём'. Вот почему случилось так, что Шифрин оказался чуть ли не единственным разговорником из 'звёздной обоймы', чьи спектакли после августовского путча не утратили своей актуальности и художественной ценности.

На спектаклях Ефима Шифрина всегда аншлаги: в зрительских симпатиях артист может не сомневаться. Но, думается, интересно знать, как сам он относится к своей работе на эстраде.

'Я доволен тем, что не занимаю на эстраде чужого места. Я доволен, что у меня есть свой зритель, который понимает меня. Я рад, что меня узнают по голосу. Ещё К.С.Станиславский говорил: 'Какое счастье для артиста быть в своём голосе! Голос на сцене - это визитная карточка артиста'. Но очень, очень хочется 'проклюнуться' в то, что никогда ещё не делал. Я уже познал закон смеха и ремесла. Теперь хочу чуда! Чуда творчества!'

Эстрада сейчас переживает этап эволюции. Мы не можем делать вид, что ничего не происходит! И то, что у нас есть такие разные и неординарные таланты, каким является Ефим Шифрин, вселяет надежду и веру в будущее нашей эстрады.

Г.ЗАМКОВЕЦ

Фото А.БОЛОТСКОГО

На седьмой звуковой дорожке Ефим Шифрин исполняет монологи Виктора Коклюшкина 'Наша перестройка' и 'Деньги'.

   

На главную страницу