|
УЗНАВАЯ ПРОКОФЬЕВА Когда уходит художник, после него остаются рукописи, воспоминания, письма, перестающие быть личной собственностью. Ждёт своего издания и многотомное собрание музыкально-критических работ и писем Сергея Прокофьева. Перевернём несколько страниц этой будущей книги. В чём проявляется талант? Вероятно, прежде всего в умении наблюдать... Поездка была вдоль ущелья внутрь страны по направлению к Клухорскому перевалу и Теберде. Здесь, говорят, венецианцы в четырнадцатом веке разбили Тамерлана, вернее, остановили один из его отрядов, ибо Клухорский перевал, как будто, единственный путь с Северного Кавказа к Чёрному морю. Через десять лет я подходил к нему с северной стороны, но не добрался до его вершины, так же как и в эту поездку... У меня есть заметка о том, что я мало увлекаюсь природой, а больше интересуюсь людьми, но дальше ущелье своими нависающими скалами произвело на меня сильное впечатление, и я 'притих и замечтался'. Природу и вообще деревню я полюбил, и крепко, гораздо позднее, лет в тридцать пять - сорок. Мне нравились, например, крик петуха, запах дымка, запах лошадей, смешанный с махоркой... Это отрывок из автобиографии Сергея Сергеевича Прокофьева, описание поездки, состоявшейся летом 1908 года. Следующие листки той же рукописи. Собственноручное свидетельство композитора о его музыкальных привязанностях: Моё первое самостоятельное путешествие было омрачено известием о кончине Римского-Корсакова... Музыку Римского-Корсакова я очень любил, особенно 'Китеж', 'Садко', 'Снегурочку', концерт для фортепьяно, 'Испанское каприччио', 'Шехеразаду', 'Сказку'. Лично с ним мне сблизиться не пришлось: в классе было множество учеников, из которых он меня не выделял. В последний раз я видел его, кажется в мае, в консерватории: он только что вернулся из Франции, куда ездил, кажется, на постановку 'Снегурочки'... Лицо его было сияющее и красивое... Да, красивое или, вернее, живописное. В дневнике у меня записано: 'я любовался им и думал: вот он, человек достигший настоящего успеха и славы'. Незадолго перед тем Черепнин рассказывал: - Когда французский оркестр репетировал 'Снегурочку' в Париже (или в Монте-Карло), то оркестровым музыкантам до того нравился праздник в заповедном лесу, что они при втором проведении мелодии вдруг сложили свои инструменты и запели её. Это был поистине волнующий момент. Мне хотелось почтить кончину Римского-Корсакова, сочинив какую-нибудь пьесу. Сергей Сергеевич даже набросал в дневнике нотную строчку мелодий, которая как бы характеризовала Римского-Корсакова. Но план этот, к сожалению, выполнен не был. Замыслы композитора... Сколько их осталось не выполненными по разным причинам. Разбирая архив Сергея Сергеевича, его близкие и исследователи часто встречают записи, рассказывающие о планах великого мастера музыкальной композиции. Один из них - в телеграмме: 'Дирекция театра Горького. Носову. Мог бы сделать 'Моцарта', письмо следует. Прокофьев'. Но мы почти ничего не знаем о том, что Прокофьев собирался писать музыку к пушкинским 'Маленьким трагедиям'. А было так. В 1936 году Юрий Александрович Завадский руководил драматическим театром имени Горького в Ростове-на-Дону. Он начал репетировать 'Маленькие трагедии' и обратился к Прокофьеву с просьбой сочинить музыку. Заведующий музыкальной частью театра Носов незамедлительно получил от Сергея Сергеевича приведённую выше телеграмму. А вслед за этим - подробное письмо о том, как автор представляет себе работу над театральной музыкой. Очень бы хотелось иметь от Юрия Александровича Завадского (он ставит?) самые детальные пожелания относительно музыки, лучше всего... ► |
Звуковая страница 5 - Играет Сергей Прокофьев.