Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

СЛОВО О ДРУГЕ

(начало на стр.11)

:подлинны, что осязаемо чувствуешь каждую травинку, полдневный зной и свежесть рассвета. Физически ощущаешь задумчивый дождь или снегопад над хатами станицы, бурные ливни над широкими донскими степями. Всё сверкает, переливается неповторимыми красками, пленяя и завораживая; всё живое и сущее обретает свой точный облик. Каждый из огромного числа населяющих это произведение персонажей неповторим, ярко индивидуален.

Любители сиропов в литературе ещё не вывелись, но мы помним завет Лермонтова: от чрезмерного употребления сладкого портится желудок.

В своей великой трагической поэме Шолохов не сделал ни малейшей уступки любителям сладенького в искусстве. Он показал жизнь и судьбы честно и необычайно выпукло, как большой мастер.

Взрывы изобразительности у Шолохова ошеломляюще прекрасны. Потому и веет на нас со страниц шолоховских книг такой редкостной, знойной силой. Вот чему, по-моему, должны учиться мы у Шолохова, в то же время оставаясь похожими на самих себя. Трудно? Конечно. Но на свете ничто хорошее легко не даётся. Думаю, что и самому Шолохову нелегко пишется. Любая река, независимо от её размеров, несёт свою нелёгкую службу, как ей положено. В творчестве то же самое.

И прежде и в последнее время было немало споров и дискуссий о романе, дискуссий в международном масштабе. Спорили о том, что ново и что не ново, и может ли существовать роман в прежнем его понимании, выраженный нынешними средствами изображения, современными формами... Мне трудно вступать в спор со специалистами, но все эти теоретические баталии кажутся мне явно бесплодными. Сдаётся, что большое художественное творчество трудно укладывается в какие бы то ни было теоретические схемы. Оно рождается, как обвал, оно естественно, как летний ливень. У меня есть уверенность в том, что Шолохов создавал свои романы, не думая ни о каких теоретических схемах. А ведь книги его завоевали мир! Это было новое слово, подпираемое подлинностью жизни.

Хлеб пекут извечно, но никому не приходит в голову сказать, что этот великий процесс устарел. Вновь испечённый хлеб свеж каждый раз. Сколько ни живи, сколько раз ни смотри на снегопад или на побеги весенней травы - в каждом случае это ново, каждый раз это - чудо.

То же самое море и скалы. Горцы говорят: когда тебе тяжело, прижмись щекой к земле - тогда станет легко, снова ты будешь сильным. О какой поэзии может идти речь, если человек не чувствует дыхания земли, не видит над головой облаков и звёздного неба? О каком творчестве можно говорить, когда человек теряет уважение к хлебу и воде и перестаёт чувствовать их вкус? Без любви к земле, к нашему общему дому, без любви к человеку не может быть творчества. Не спасут никакие ухищрения по части стиля, не выручит никакое умение плести сюжет. Всё будет мёртворождённым.

Я люблю суровый реализм и могучую поэтическую окрылённость Шолохова, неукротимую земную силу его творчества. Легче жить и работать, когда рядом живёт такой большой художник слова.

 

Звуковая страница 4 - Михаил Шолохов. 'Они сражались за Родину'. Звуковое приложение к собранию сочинений.

 

На главную страницу