Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

УЗНАВАЯ ПРОКОФЬЕВА

(окончание, начало на стр.8)

...экспликацию, разграфлённую с музыкаль-ной точки зрения. Существенным моментом является реквием: у Пушкина Моцарт играет его на клавесине, но некоторые ставят его так, что клавесин перехватывается хором и оркестром в оригинальном изложении Моцарта. Это во многом зависит от режиссёрского замысла.

В следующем письме Прокофьев объясняет, почему он выбрал именно эту трагедию.

Я потому выбрал 'Моцарта и Сальери', что эта вещь была мною обдумана раньше. Взять же что-либо другое, например, 'Каменного гостя', я, к сожалению, не смогу, так как тут пришлось бы начинать всё с самого начала. А это, при моей заваленности работами, никак не удаётся.

В числе работ, которыми загружен был тогда Сергей Сергеевич, были и первые записи музыки к 'Ивану Грозному' - фильму, который через несколько лет поставит Эйзенштейн. Сохранился документ, рассказывающий, как работал Прокофьев вместе с Эйзенштейном.

Впрочем, теперь нужно послушать звуковую страницу журнала: это документ звучащий.

А.ШЕРЕЛЬ

 

Реакция журнала 'Кругозор' благодарит Л.И.Прокофьеву и М.А.Мендельсон-Прокофьеву за предоставленные материалы.

Рисунок О.Прокофьева, сына композитора.

Звуковая страница 5 - Играет Сергей Прокофьев.

 

ЗВУКИ НЕ ПРОПАЛИ

Г.КОВАЛЕВСКИЙ, фото Л.Лазарева

В 1903 году немецкий изобретатель Вельте впервые продемонстрировал звукозаписывающий аппарат 'Миньон' - разновидность механического фортепьяно. 'С внешней стороны, - читаем в рекламном проспекте того времени, - 'Миньон' имеет вид роскошного пианино... Если отнять крышку, то мы заметим целиком первоклассный инструмент без клавиатуры, который даёт возможность передавать все музыкальные произведения не фонографическим путём, а прямо на струнах инструмента...'

Во время игры пианиста аппарат 'Миньон' присоединялся к роялю и регистрировал удары молоточков рояля на бумажной ленте в виде перфорации. Затем включался мотор механизма, лента проходила через устройство, которое, 'читая' запись, приводило в движение молоточки 'Миньона'.

'Миньон' удивительно точно воспроизводил самые виртуозные пассажи пианиста, но имел и большой недостаток: он не 'записывал' сложной педали, оттенков piano и forte.

Новый аппарат произвёл на современников ошеломляющее впечатление. 'Наши звуки не пропадут теперь бесследно, и мы спокойно можем закрыть глаза со счастливой уверенностью, что наше индивидуальное исполнение сохранится благодаря аппарату 'Миньон' для будущего поколения, как духовное завещание', - писал в 1905 году пианист Эмиль Зауэр. А композитор Камилл Сен-Санс искренне сожалел, что этот аппарат не изобрели раньше: 'А то бы мы могли теперь слушать самого Бетховена, Моцарта и Шопена'.

   Звуковая страница 6 - Запись, сохранённая для потомков: за роялем - Ферруччо Бузони.

 

На главную страницу