|
УЗНАВАЯ ПРОКОФЬЕВА ...экспликацию, разграфлённую с музыкаль-ной точки зрения. Существенным моментом является реквием: у Пушкина Моцарт играет его на клавесине, но некоторые ставят его так, что клавесин перехватывается хором и оркестром в оригинальном изложении Моцарта. Это во многом зависит от режиссёрского замысла. В следующем письме Прокофьев объясняет, почему он выбрал именно эту трагедию. Я потому выбрал 'Моцарта и Сальери', что эта вещь была мною обдумана раньше. Взять же что-либо другое, например, 'Каменного гостя', я, к сожалению, не смогу, так как тут пришлось бы начинать всё с самого начала. А это, при моей заваленности работами, никак не удаётся. В числе работ, которыми загружен был тогда Сергей Сергеевич, были и первые записи музыки к 'Ивану Грозному' - фильму, который через несколько лет поставит Эйзенштейн. Сохранился документ, рассказывающий, как работал Прокофьев вместе с Эйзенштейном. Впрочем, теперь нужно послушать звуковую страницу журнала: это документ звучащий. А.ШЕРЕЛЬ
Реакция журнала 'Кругозор' благодарит Л.И.Прокофьеву и М.А.Мендельсон-Прокофьеву за предоставленные материалы. Рисунок О.Прокофьева, сына композитора. | ЗВУКИ НЕ ПРОПАЛИ Г.КОВАЛЕВСКИЙ, фото Л.Лазарева В 1903 году немецкий изобретатель Вельте впервые продемонстрировал звукозаписывающий аппарат 'Миньон' - разновидность механического фортепьяно. 'С внешней стороны, - читаем в рекламном проспекте того времени, - 'Миньон' имеет вид роскошного пианино... Если отнять крышку, то мы заметим целиком первоклассный инструмент без клавиатуры, который даёт возможность передавать все музыкальные произведения не фонографическим путём, а прямо на струнах инструмента...' Во время игры пианиста аппарат 'Миньон' присоединялся к роялю и регистрировал удары молоточков рояля на бумажной ленте в виде перфорации. Затем включался мотор механизма, лента проходила через устройство, которое, 'читая' запись, приводило в движение молоточки 'Миньона'. 'Миньон' удивительно точно воспроизводил самые виртуозные пассажи пианиста, но имел и большой недостаток: он не 'записывал' сложной педали, оттенков piano и forte. Новый аппарат произвёл на современников ошеломляющее впечатление. 'Наши звуки не пропадут теперь бесследно, и мы спокойно можем закрыть глаза со счастливой уверенностью, что наше индивидуальное исполнение сохранится благодаря аппарату 'Миньон' для будущего поколения, как духовное завещание', - писал в 1905 году пианист Эмиль Зауэр. А композитор Камилл Сен-Санс искренне сожалел, что этот аппарат не изобрели раньше: 'А то бы мы могли теперь слушать самого Бетховена, Моцарта и Шопена'. Звуковая страница 6 |